Госдума в очередной раз собралась запретить мобильные телефоны в школе. Законопроект будет рассматриваться на заседании 16 ноября.
Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Некоторые школьные вопросы бесконечно волнуют умы государственных мужей и жен. Это очень простые вопросы: что дети читают, прилично ли выглядят в школе и могут ли пользоваться там мобильными телефонами. Поэтому школьную форму на моей памяти вводили уже раз пять, а мобильные телефоны запрещают раз третий. А уж сколько раз кроили-перекраивали списки для чтения, вообще не счесть.
При этом такие сложные вопросы, как организация работающей системы помощи ученикам с хронической неуспеваемостью, с дислексией или дисграфией, с отклонениями в поведении, с неродным русским языком – вроде бы вовсе никого не касаются.
А телефоны – вот они, на виду. И делать особо ничего не надо, и думать тоже – бери и запрещай. Родители спасибо скажут, учителя запрыгают от счастья. Дети поворчат и скроются с телефонами под партой. Они еще в том возрасте, что искренне считают: если телефон в их руках не на столе, а под столом, то учитель ничего не видит.
Призвали запретить
К запрету мобильных телефонов еще в 2017 году призывала тогдашний министр образования (еще даже не просвещения) Ольга Васильева: «Школа сама вправе выбирать, но мое глубочайшее убеждение, что оно мешает. Есть планшет, есть электронная доска – зачем телефон, для того, чтобы бесконечно писать эсэмэски?»
В 2019 году мобильные телефоны запретили уже десять тысяч российских школ – то есть примерно четверть от общего числа; в Северной Осетии, Ингушетии и Белгородской области это сделали все 100% школ.
В том же 2019 году Рособрнадзор и Роспотребнадзор опубликовали свои Методические рекомендации по использованию мобильных телефонов в школе. Предложили в школе всем – и взрослым, и детям – переводить их в режим без звука и вибрации. Родителям предложили самим следить за сохранностью телефонов, школам – создавать места хранения для телефонов, пока дети на уроке, ограничить использование телефонов «во время учебного процесса», дать детям доступ к их учетным записям в электронных дневниках не на мобильниках, а на других устройствах. На переменах занимать детей играми и общением, а телефонами пользоваться только для связи. Ну и так далее. Подписал лично министр просвещения С.В. Кравцов.
Но рекомендации – это же совсем не то, что запрет. Российский гражданин на рекомендации чихать хотел: что не запрещено – разрешено. Значит, надо запретить.
Фото: Ura.ru / TASS
Запретили, но не совсем
Год назад, перед самым началом нового 2022/23 учебного года, российские СМИ сообщили, что детям теперь окончательно запрещено пользоваться телефонами. Об этом сказал тот же министр просвещения Сергей Кравцов: «…для экстренной связи телефон, конечно, может присутствовать у ребенка, но все, что касается учебного процесса, учебной программы, здесь телефоны не используются»…
Вскоре, однако, выяснилось, что запрет на пользование мобильными телефонами касается не столько учеников и дисциплинарных вопросов, сколько учителей и вопросов санитарных. И не то чтобы этот запрет был очень новым: согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, которые вступили в действие с начала 2021 года, «для образовательных целей мобильные средства связи не используются». Просто дело в том, что шрифт в телефонах слишком мелкий, и учитель не имеет права давать ученикам задания с использованием мобильного телефона на уроке, чтобы не портить их зрение и осанку. Планшетом или ноутбуком при этом пользоваться можно.
И еще раз запретят
Теоретически у школ есть все права самостоятельно регулировать использование мобильных телефонов. Раз четверть школ в стране их уже запретила – что мешает остальным сделать то же самое, не дожидаясь специального закона? Ну, наверное, где-то об этом не думают, где-то родители против, где-то запретить запретили, а выполнить не могут.
А на что первым делом жалуются родители и учителя, когда встречаются с депутатами из Комитета по образованию Госдумы?
Да вот на то и жалуются: дети сидят в своих мобильниках, учителей не слушают, читают всякую ерунду вместо классики, к судьбам Отечества равнодушны, хвастаются дорогими нарядами и гаджетами.
Депутаты и реагируют как положено: классику всю сделать обязательной, патриотических книжек добавить в программу, школьную форму ввести, мобильники запретить. Ну и всех обязать заодно, чтобы учителей слушались.
Например, депутат от Челябинской области Яна Лантратова встречалась с родителями, учителями и школьниками, и все они ей сказали, что мобильники надо запретить. Она сразу, еще в мае этого года, обратилась с этой изумительно новой инициативой в Министерство просвещения и предложила совместную работу.
И вот 27 октября двадцать депутатов Госдумы (в числе которых и Яна Лантратова, и председатель Комитета по просвещению Ольга Казакова, и Николай Валуев, и Анатолий Вассерман, и Олег Смолин, и многие другие), а также два сенатора внесли на рассмотрение парламента законопроект №470837-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (о совершенствовании взаимодействия участников образовательного процесса)».
Теперь в Закон об образовании предлагается внести следующую фразу: «Не пользоваться средствами связи во время проведения учебных занятий при реализации основных общеобразовательных программ, за исключением случаев, предусмотренных образовательной программой, или возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаях».
Радикальная часть родительского сообщества, которая настаивает на исключении из школьного обучения любых электронных средств, уже забила тревогу, считая, что это шаг назад по сравнению с предыдущими документами, которые просто запрещали пользоваться мобильными телефонами в процессе обучения – безо всяких оговорок. РИА «Катюша», которое называет себя «патриотическим СМИ», пишет, что при помощи поправок: «предлагается снять существующий на данный момент запрет на использование мобильных средств связи (смартфонов) в образовательном процессе. Обыграно все это крайне лукаво, под соусом якобы давно назревших ограничений на телефоны на занятиях. Но суть в том, что никаких новых ограничений в этих поправках нет. Напротив, они противоречат и уничтожают обязательные к исполнению Санитарные правила Роспотребнадзора, давая право ИСПОЛЬЗОВАТЬ смартфоны согласно образовательным программам».
Словом, возможность для того, чтобы еще раз запретить мобильные телефоны в школах, если Госдума опять захочет помочь учителям, по-прежнему остается.
Фото: Эмин Джафаров / «Коммерсантъ»
Защитить учителя
Но главное в предложенном законопроекте – это не мобильные телефоны, а защита учителя от детского произвола и начальственного безразличия. Вроде бы школа и так имеет право принимать дисциплинарные меры к ученикам, а директор школы должен реагировать на поступающие к нему учительские жалобы на плохое поведение детей. Но опять-таки, пока все это «само собой разумеется», а не написано прямым текстом в законе, дети вполне могут ответить учителю, что в гробу его видали в белых тапочках, слушать не обязаны и никто им ничего не сделает. А директор – развести руками, спросить, видел ли учитель родителей этого ребенка (тут может быть что угодно, от социально неблагополучной семьи до прокурора области или главы республиканского МВД, толку все равно не добьешься), – и добавить, что Закон об образовании запрещает ему исключать этого ученика из школы, а телесные наказания у нас запрещены.
Чем же новый законопроект защищает учителя? А вот чем: он обязывает школьную администрацию рассматривать «обращения педагогов о применении дисциплинарных взысканий к обучающимся, которые нарушают правила внутреннего распорядка» (так сказано в пояснительной записке к законопроекту). И обязует директора «принимать необходимые меры, направленные на соблюдение прав участников образовательных отношений, что не позволит ему оставаться в стороне в случае возникновения подобных ситуаций».
Сами меры в законопроекте не прописаны, он просто подразумевает «включение в правила внутреннего распорядка обучающихся требований к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в образовательной организации, которые для обучающихся будут обязательны к исполнению». А учителя и администрация, «на которых возложены соответствующие обязанности, осуществляют контроль за соблюдением со стороны обучающихся дисциплины и правил поведения».
Не очень понятно, правда, что они делали до сих пор без этой нормы закона. Запирались в учительской и прятались под столы от свирепых орд «обучающихся», которые в отсутствие «требований к дисциплине в правилах внутреннего распорядка» угрожали жизни и здоровью педагогов?
Пояснительная записка к законопроекту обещает, что с его принятием человеческое достоинство учителя будет под защитой. И впрямь: в 43-й статье закона, пункт 3, раньше было написано: «Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается». А теперь после слов «к обучающимся» будет написано «и педагогическим работникам». Это, в общем, хорошо: в учебном процессе должны защищаться и достоинство, и безопасность всех участников педагогического процесса. Но теперь, конечно, все школьные безобразники прочитают закон, сложат ручки на парту, переведут мобильники в беззвучный режим, спрячут в рюкзаки и станут смотреть на учителей влюбленными глазами.
И учителя теперь воспрянут духом: закон гарантирует им «право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности», и это я всячески приветствую: не раз слышала своими ушами, как разговаривают с учителями не только дети, но и родители, и директора, и сотрудники Департамента образования одного большого города… Но теперь всё, теперь настанет другая жизнь. И если кто неуважительно чихнет в их сторону – то педагоги, согласно законопроекту, вправе писать в администрацию «обращения о применении к обучающимся указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных взысканий» (администрация обязана их рассмотреть), «обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений».
Вроде бы и раньше существовали докладные записки директору и конфликтные комиссии, и в этом смысле закон если что и вносит нового, то только то, что дает учителю загадочное право «использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов». Насколько я помню, законодательство Российской Федерации пока не запрещает отстреливаться от детей из водяного пистолета или пулять в них жеваной бумагой. Так что простор для педагогического творчества остается. Тем более что системы работы с проблемным поведением в школах как не было, так и нет.
Остается простор и для законотворчества: на тот случай, если думцы опять захотят облегчить жизнь учителям, у меня есть масса прекрасных предложений: к примеру, законодательно обязать детей сдавать домашнюю работу вовремя и запретить опаздывать на уроки. Хорошо бы еще запретить орать и бегать на перемене, а то в ушах звенит уже и в глазах рябит, честное слово. К тому же все это не потребует никакого дополнительного финансирования из госбюджета, а ситуацию в школах немедленно и резко улучшит. Успеваемость повысится, травматизм снизится, и ни копейки из госбюджета!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Мы – сантехники: бежим туда, где прорвало»
Наши страницы в соцсетях