Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№48 от 9 декабря 2021 г.
Монументальный произвол
Почему на улицы Рязани возвращаются тоталитарные вожди

О том, что при очередной смене власти нехорошо сносить памятники, в России всегда говорили и писали много. В последние годы этим занимаются коммунисты, которые в годы реализации «ленинского плана монументальной пропаганды» (1918-1921) не жалели ни освободителя болгар Скобелева, ни спасителя романовской династии Ивана Сусанина. По их мнению, пусть все стоит на своих местах, как было. Но часовню Александра Невского на центральной площади Рязани восстанавливать не надо. Восстановили в 1997 году бронзового Ленина – и хорошо.

Правда, сохранение имеющихся памятников с простертыми руками – это еще не полное описание тренда эпохи. К нам приходят большевистские монументы, которых раньше в городе не было. Во дворе управления ФСБ с 2018 года стоит новый памятник первому вождю советской ЧК Феликсу Дзержинскому. Но почему не первому директору охранного отделения Федору Колышкину? Или не первому главноуправляющему Третьего отделения Александру Бенкендорфу? Или не основателю петровского Преображенского приказа Федору Ромодановскому?


Рязань, 2018 год

Возможно, они служили не той идее.

Второй памятник Дзержинскому в Рязани появился в 2020 году во дворе управления уголовного розыска. Официальное открытие прошло уже в 2021-м, в День памяти сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязанностей. Это очень удобно – прикрыться авторитетом людей, память которых невозможно не уважать. 

В 1963 году, когда гитарные аккорды Владимира Высоцкого еще не успели завоевать всенародную любовь, на магнитофонах рязанской интеллигенции появилась новая песня Александра Галича «Ночной дозор». В ней рассказывается о том, как во тьме старые памятники шествуют по улицам, желая вернуться на постаменты.

«Утро Родины нашей – розово,

Позывные летят, попискивая.

Восвояси уходит бронзовый,

Но лежат, притаившись, гипсовые.

Пусть до времени покалечены,

Но и в прахе хранят обличие.

Им бы, гипсовым, человечины –

Они вновь обретут величие!»

Кто еще может появиться на улицах Рязани, если дать возможность богатым госспонсорам ставить любые монументы? Кто угодно – и доводы, что эти люди не имеют никакого отношения к нашему городу, не помогут.


Рязань, 2021 год

Сергей Киров, потому что «именно роль вождя питерских коммунистов прославила рязанского актера Николая Боголюбова».

Яков Свердлов, потому что «через Рязань его везли жандармы в Туруханскую ссылку».

Валериан Куйбышев, потому что «к рязанской пристани восемь лет подряд приставал речной теплоход с таким названием».

Надежда Крупская, потому что «она несколько раз выступила перед педагогами в рязанских залах и указала, какие книги изъять из библиотек».

А Прокопий Ляпунов или Дмитрий Иловайский подождут.    

Илья КРЕЙКОВ