Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№01 от 10 января 2013 г.
Наставник чемпионок
Кто и как делал рязанских девушек звездами


 
В последнее время немало справедливой критики раздается в адрес представителей командных видов спорта, которые не радуют успехами своих болельщиков. А ведь рядом с нами живет и здравствует тренер, добывший для нашего региона два чемпионских титула. Речь, конечно же, идет об экс-наставнике ЖФК «Рязань-ВДВ» Викторе ИСАЙКИНЕ, который по нашей просьбе окунулся в звездные годы рязанского женского футбола. Кстати, сегодня у Виктора Васильевича день рождения, с чем «Новая» его и поздравляет.
 
Отцы женского футбола
 
– Виктор Васильевич, как вы оказались одним из отцов-основателей женского футбола в Рязани?
 
– Это все дело случая и Владимира Александровича Сапунова, который осенью 1995 года неожиданно сделал мне такое предложение: «Я тут хочу организовать женскую футбольную команду. Будешь тренером?» Я, признаться, несколько опешил, сказал, что опыта подобной работы у меня нет, но в ответ прозвучало: «Мне виднее. Ты подумай недельку, с семьей посоветуйся». Терять мне было нечего, и я решил попробовать, а как по-другому узнаешь, на что ты способен. Вскоре я уже отправился с документами в Российский футбольный союз заявлять команду, поскольку в клубе на тот момент числились только президент и тренер…
 
– А с чего началось создание команды?
 
– В первую очередь был создан руководящий кулак, куда кроме меня вошли Климашин, Кинякин, Маслов, Ноздрин – все футбольные люди, и каждый отвечал за свой участок работы. Затем по городу прошла реклама о наборе футболисток, с этого всё и закрутилось. Почти месяц мы вели просмотр рязанских девушек, кто только ни приходил: и лыжницы, и легкоатлетки. Затем Владимир Александрович, видимо, посчитав, что мы можем не справиться, пригласил опытного тренера Виктора Богомолова. И правильно сделал, из общения с ним мы многое почерпнули. Кроме того, были познавательные семинары и многочисленные методические пособия, ведь во многом предстояло разобраться. 
 
– Уже по ходу первого в истории клуба сезона команду «Марсель» пришлось возглавить вам… 
 
– Да, что-то пошло не так, и однажды Владимир Александрович вызвал меня к себе и сообщил об отставке Богомолова и моем назначении главным тренером. Хорошо еще, что когда это произошло, был перерыв и мне подвернулась очень интересная литература, после изучения которой я изменил практически весь тренировочный процесс на свой лад. К тому времени у меня уже был расширенный список футболисток и, получив карт-бланш, я приступил к усилению состава. Сел на телефон и начал обзванивать: «Хочешь в Рязани поиграть?». Но в Рязани тогда никто играть не хотел, поэтому пришлось самому отправиться в Тольятти, где играла чебоксарская «Волжанка», в которой произошел какой-то раздрай. Я ехал за одним-двумя игроками, но когда девчонки начали сами проситься, не устоял, и привез пятерых. В итоге с поставленной задачей мы благополучно справились, а двое из моих протеже – Армине Геворгян и Роза Ярайкина – надолго связали свою судьбу с нашей командой. Так начал формироваться коллектив, в который вскоре влились Наталья Зинченко, Ольга Летюшова, Наталья Барбашина.
 
Историческая «бронза»
 
– Виктор Василевич, в год дебюта в элите женского футбола рязанки добыли бронзу, выше оказались только такие гранды, как воронежская «Энергия» и самарский ЦСК ВВС, превзойти которых тогда было просто нереально. Для вас самого это не стало сюрпризом?
 
– Конечно же, я не мог быть полностью уверен в том, что уже с первой попытки мы взлетим столь высоко, но со своей стороны сделал для этого все возможное. В качестве примера могу привести свой контракт, который подписал накануне сезона-1997. В нем было оговорено практически все, от всевозможных ситуаций до зарплаты и конкретных задач. На обратной стороне было указано, что если  в распоряжение тренера Исайкина будут предоставлены звездные игроки, к которым тогда уже относилась Наталья Зинченко, переговоры с которой еще только шли, он обязуется занять место не ниже пятого. А если команда под моим руководством потерпит четыре поражения, то сразу же – до свидания. То есть всё было конкретно, но я согласился на эти условия, потому что верил в свою команду. Возможно, поэтому мы заняли не пятое, а сразу третье место.
 
– А ведь поначалу в этот вид спорта не верили, на матчи народ шел исключительно как на забаву… 
 
– Да, было такое, но ситуация кардинальным образом изменилась благодаря тому человеку, который всё это задумал. Владимир Сапунов подключил радио и телевидение, для общего дела постоянно заставлял меня «светиться» перед камерами. И эта работа вскоре принесла свои плоды. Если по первости трибуны заполнялись лишь благодаря зазывающей рекламе, то через пару лет женский футбол стал уже народным видом спорта, на который рязанцы шли целыми семьями. А это значит, им было интересно. И всё это мы сейчас потеряли. Как и почему это случилось, сложно сказать. Но мне очень обидно, что так произошло, потому что я очень хочу чтобы в Рязани и дальше развивался женский футбол, потому что в него уже столько вложили: кто-то деньги, а кто-то и свою душу.
 
– В середине 1998 года вам пришлось команду покинуть. Не обидно было, ведь все ее достижения тогда были напрямую связаны с вашим именем?
 
– Это произошло с подачи руководства клуба, а я не привык обсуждать его решения. Истинные причины отставки мне не объяснили, хотя я знаю примерно, что произошло на самом деле. Я такой человек, привык сам пахать и всех заставлял, естественно, кому-то это не нравилось. Были люди, и я о них знаю, которые меня, можно сказать, подстави  ли. Но я на них зла не держу, футбол – это жизнь и подлости в нем не меньше. Когда все это произошло, я не затаил обиду, а помогал в работе назначенному исполняющим обязанности главного тренера Ивану Кинякину, а когда на эту должность был назначен Владислав Гаврилов, старался ввести его в курс дела.
 
Золотая сказка 2000 года

– Виктор Васильевич, как считаете, а может, этот перерывчик на пользу пошел, ведь, возвратившись на капитанский мостик, вы подарили Рязани два чемпионства подряд?
 
– Нет, я так не думаю. Скорее наоборот, этот перерыв отнял у меня время, в противном случае, я бы успел сделать больше. Как раз в то время мне на глаза попала любопытная статья главного тренера «Манчестера Юнайтед» Алекса  Фергюсона, откуда я почерпнул для себя одну интересную идею, и уже было начал воплощать ее в жизнь. Только вроде пошло дело, и тут бац… Потом мне пришлось возвращаться назад.
 
– В народе говорят, что нелегко бывает достичь вершины, но еще сложнее на ней удержаться. Однако вам это удалось.
 
– Действительно, было очень сложно, особенно в моральном плане, поскольку ходило немало разговоров, что наш успех 1999 года случаен. Однако неуверенности в собственных силах не было и в помине, скорее было даже интересно, ведь это был вызов нашему коллективу, проверка его на прочность. Но тут еще как назло возникли непредвиденные сложности: у руководителя клуба Владимира Сапунова появились проблемы в финансовом плане. Все это не лучшим образом отразилось на ситуации в команде. До последнего было не ясно, сможем ли мы отправиться на во многом решающий выезд по маршруту Самара – Тольятти. Обычно я заранее созванивался с президентом, а накануне приходил в бухгалтерию и получал необходимую сумму. А здесь уже ехать нужно, а денег в кассе ни копейки. Несмотря на это, я как обычно собрал команду, и мы все вместе отправились к Владимиру Александровичу. Захожу к нему, докладываю: «Команда в автобусе. Может, еще что-то можно сделать?» В ответ: «Подожди». Сапунов отправился к соседу, какому-то успешному строителю, и возвратился с небольшой пачкой долларов: «Хватит?» – «Обойдемся как-нибудь». Тут же посылаю Армине Геворгян в обменник, она возвращается уже с рублями, идем в магазин, закупаем продукты и в путь. Проиграть в подобной ситуации мы просто не имели права, и девчонки в самой концовке этих труднейших поединков вырывали победы, последовательно обыграв самарский ЦСК ВВС (4:3) и тольяттинскую «Ладу» – 3:2. Из той поездки нас встречали как настоящих героев с цветами и подарками. А если бы не было ее, возможно, не было бы и той сказки 2000 года. 
 
– Виктор Васильевич, а стать сильнейшими в стране третий год кряду – это был уже перебор?
 
– Отчего же, можно было и в третий. Но дело в том, что нельзя все время мчаться только на высокой скорости, где-то надо пройти и на пониженной. Думаю, если бы мы еще годик продержались, произвели смену поколений, мы бы еще выстрелили. Нужно было только немного подождать и обязательно продолжать начатую работу. Уже был определенный план, нужно было время, чтобы сложилась новая команда, тем более что мы не скатились вниз, заняли третье место, вышли в финал кубка, но этого уже было мало. И когда с трибун кричали: «Исайкин такой-сякой», не обижался. Это нормально, что болельщики требовали от нас только первого места. Так и должно быть, главное, что народ ходил. Тот сезон я потерянным не считаю, команда была готова, о чем можно судить хотя бы по успешному дебюту в лиге Чемпионов. Но, видимо, где-то кто-то не доработал…

Рязанки сильны коллективом
 
– В свое время вы вошли в обойму тренеров-чемпионов, которых на начало нынешнего века в России было лишь четверо. Всего ли удалось добиться в женском футболе?
 
– Так и остался непокоренной вершиной Кубок России, к которому мы вплотную подбирались несколько раз, но останавливались в шаге от желанного трофея. Считаю, что в победном 2000 году я в тактическом плане проиграл Саенко одну из игр. Я беру на себя эту вину, видимо, где-то одного игрока я поставил не туда. А Иван Васильевич меня немножко перехитрил. Но в оправдание себе могу сказать, что «Энергия» – великая команда, а Иван Васильевич один из лучших тренеров страны. Он отыскал неожиданный ход, а я сделать этого не сумел. Значит, не останавливайся, Виктор Васильевич, думай шире! 
 
– А какой сезон стал в вашей карьере наиболее удачным?
 
– На мой взгляд, команда, а я себя от нее не отделяю, вышла на пик формы в 2000 году. Тот сезон был самый играющий, и мы прошли его практически без потерь. Лишь в заключительном туре уступили в Воронеже в игре, которая уже ничего не решала. К концу чемпионата пошли разговоры о том, что нужно произвести кардинальные изменения и дабы доказать состоятельность некоторых своих подопечных, я решился выставить экспериментальный состав. 
 
– Виктор Васильевич, раскройте тайну: за счет чего удалось добиться столь высоких результатов?
 
– Да никакой тайны здесь нет. После моего ухода в конце 2001 года желание покинуть клуб изъявила лишь Барбашина, а вот уже весной следующего года ее примеру последовало еще несколько игроков. Ведь кроме денег, а зарплаты оставались на прежнем уровне, своих подопечных еще нужно заинтересовать. В какой-то момент нам как-то удалось создать атмосферу, располагающую к достижению высоких целей. Ведь ни для кого не секрет, что многие футболистки по-настоящему раскрылись именно в рязанской команде, до прихода в которую их либо не воспринимали всерьез, либо раньше списали со счетов. Считаю, что в первую очередь мы были сильны коллективом. Помню, после победы 2000 года мы всем клубом отправились в Константиново, а когда возвращались обратно, девчонки не хотели расставаться и тогда всем составом отправились ко мне в гости, всю ночь в разговорах и провели. А уже утром разъехались по домам: кто в Киев отправился, кто в Москву, кто в Чебоксары.
 
Новая мечта
 
– После ухода из женского клуба сумели найти себя на новом поприще?
 
– Моим новым местом работы стала КДЮСШ «Золотые купола», куда меня приглашали замдиректором. Но шел туда я с тем условием, что параллельно буду заниматься еще и тренерской деятельностью. Сразу же набрал группу, а поскольку ранее с детьми не работал, то не стеснялся прибегнуть к советам сведущих коллег. Вскоре мы стали работать в тандеме с Виталием Викторовичем Федуловым, это тесное сотрудничество продолжается по сей день. 
 
– Вы буквально растворились в своих воспитанниках, может, поэтому вас считают одним из лучших в своей профессии?
 
– Я пришел из профессиональной команды и, считаю, что просто не имел права опуститься ниже определенного уровня. Однако сказать, что я уже всего добился, не могу. Вот у Николая Васильевича Сенина воспитанник играет в Премьер-лиге, у Вячеслава Петровича Казакова – в ФНЛ. Вот это наглядные показатели качества работы. У нас сейчас тоже есть неплохие ребята. Из 1999 года рождения пять человек продолжают совершенствовать свое мастерство в лучших московских школах, еще трое – из 1998-го. 
 
– Виктор Васильевич, вы многого добились в футболе, а не осталось ли какой-то несбывшейся мечты?
 
– Конечно, есть! Сидеть у телевизора и наблюдать за игрой своих воспитанников. Когда это произойдет, могу с полным основанием сказать, что труд мой был не напрасен.
Юрий МАТЫЦИН