Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№01 от 10 января 2019 г.
«Прощальным костром догорает эпоха»
 На излете 2018 года этот мир покинули трое «красных директоров», которые помогли тысячам рязанцам достойно пережить 90-е

Последняя неделя ушедшего года запомнилась жителям Рязанской области не только известиями о новых тарифах в году наступившем, но и безвозвратными потерями. От нас ушли люди доперестроечной эпохи, с их неизбывным оптимизмом, верой в лучшие времена, высоким профессионализмом, требовательным отношением к себе и другим, личной ответственностью за все происходящее: Лев Башмаков, Константин Мееревич, Александр Баранов.

Под занавес уходящего года, 30 декабря, в подмосковном Егорьевске скончался бывший глава администрации Рязанской области Лев Полиевктович Башмаков. 1 января Льва Полиевктовича скромно похоронили на Богородском кладбище Рязани.



Лев Башмаков волею случая стал первым постсоветским главой региона. В сентябре 1991 года тогдашний мэр Рязани, известный демократ и сторонник Бориса Ельцина Валерий Рюмин сообщил депутатам, что договорился с президентом России о том, что главой администрации Рязанской области будет назначен Лев Башмаков. Демократы буквально взвыли от этого заявления. Но, как вспоминает тогдашний заведующий государственно-правовым отделом горсовета Владислав Ломизов, Рюмин сказал, что среди нас (демократов) нет того, кому можно доверить управление Рязанской областью. 

Решение Рюмина было не спонтанное. Уроженец Шуи Ивановской области, выпускник Красноярского политехнического института Лев Башмаков прошел путь от инженера-технолога до директора предприятия. С 1983 по 1988 год руководил крупным рязанским заводом «Красное знамя», а затем до марта 1990 года был председателем исполкома Рязанского областного Совета. Он не только понимал в практике и теории промышленного производства, но и обладал необходимой для руководителя жизненной энергией и лидерскими качествами, интуицией... Башмаков был из плеяды, как потом стали говорить, «красных директоров» и, не исключено, что в душе не разделял демократических взглядов, но обладал практическим опытом руководства как производственными процессами, так и крупными коллективами. Демократ Рюмин это понимал и поэтому принял на тот момент правильное решение. 25 сентября 1991 года Лев Башмаков был назначен главой администрации Рязанской области.

Осенью 1993 года, вопреки пессимистическим прогнозам демократов, Лев Башмаков поддержал действия президента Ельцина, направленные на роспуск Съезда народных депутатов, Верховного и местных Советов. Следует отметить, что в тот момент отдельные «горячие головы» в Рязани на полном серьезе с трибуны облсовета призывали создать «рязанское ополчение» и выдвинуться в Москву. 

Во время предвыборной кампании в Государственную Думу в декабре 1993 года неоднократно заявлял, что он полностью поддерживает президентский проект Конституции и считает себя сторонником избирательного блока «Выбор России».

Но Валерий Рюмин к тому моменту осознал, что Лев Башмаков вышел из-под его контроля и предпринял безуспешную попытку занять кресло главы региона. Попытка не удалась, но 25 января 1994 года Лев Башмаков был освобожден от должности указом президента РФ с формулировкой «за систематическое превышение своих полномочий, необеспечение выполнение указов президента, направленных на становление рыночной экономики». Лишился своей должности и Валерий Рюмин. 
Лев Башмаков покинул здание областной администрации без шума и скандалов, не стал торговаться по поводу должности и устроился на работу (далеко «не по чину») на более чем скромную должность директора пищекомбината «Бельковский».

Публично на региональном уровне засветился только один раз – 25 февраля 2014 года на организованной «Деловой Россией» встрече четырех бывших рязанских губернаторов – Льва Башмакова, Геннадия Меркулова, Вячеслава Любимова и Георгия Шпака – в рамках художественной выставки рязанских предпринимателей «Между прочим». 

26 декабря на 83-м году жизни скончался Константин Николаевич Мееревич. Заслуженный строитель РФ, академик Международной академии организации производства, член-корреспондент Международной академии менеджмента, 40 лет возглавлял Рязанский картонно-рубероидный завод (КРЗ).  С 2016 года являлся председателем наблюдательного совета предприятия. Постановлением мэра Рязани в апреле 1996 года Константину Мееревичу присвоено звание «Почетный гражданин города Рязани».



Константин Николаевич – один из немногих «красных директоров» (не считая оборонки) не только в Рязани, но и в России, кто сумел в «лихие 90-е» не только сохранить предприятие, но и успешно перевести его на рыночные рельсы, уберечь от рейдерских захватов.

Мееревич понимал, что в переходный период очень важно подготовить руководящие кадры, дать им хотя бы минимум знаний о том, как себя вести в сложившихся условиях. Ведь раньше продукция распределялась по плану, а теперь само предприятие стало определять уровень производства, исходя из спроса, и может назначить любую цену. Многим это вскружило голову, и они пошли по опасному пути увеличения цен, а на Рязанском картонно-рубероидном заводе этим не увлекались, наоборот, пытались, и небезуспешно, закрепиться на рынке строительных материалов за счет низких цен и качества, при этом последовательно расширяя ассортимент товарной продукции. 

В пору, когда предприятия закрывались одно за другим, пожалуй, в числе первых занимался диверсификацией производства: разводил в пруду осетров и стерлядь, выращивал поросят, производил удобрения, открыл мясной цех. И все это для того, чтобы удержать коллектив, создать для работников благоприятную обстановку. 

С подачи Константина Николаевича социальная политика предприятия формулировалась очень просто: «Достойная работа должна иметь достойное вознаграждение». КРЗ, наверное, единственное предприятие в Рязани, где за все годы ни разу не задержали зарплату, которая к тому же для города и отрасли достаточно высока.

И еще. На МПК «КРЗ» трудится целая династия Мееревичей. Сын Евгений Константинович – первый заместитель генерального директора, внук – Константин Евгеньевич – заместитель коммерческого директора, еще один внук Алексей Евгеньевич – начальник транспортно-складского хозяйства. На заводе также трудится и сноха Вера Ивановна Мееревич. Глава семейства никому из родственников не делал поблажек. С каждого спрашивал по всей строгости и предъявлял больше требовательности, чем к другим. 

Побывавший однажды на картонно-рубероидном заводе писатель, Герой Социалистического Труда Петр Проскурин написал Константину Мееревичу: «Вы из тех легендарных личностей, на которых зиждется вера в возрождение и процветание России». И это действительно так. 

23 декабря в возрасте 79 лет скончался бывший гендиректор Рязанской областной типографии Александр Михайлович Баранов. Трудовую деятельность в типографии Александр Михайлович начал с 1963 года, после окончания Московского полиграфического института. С июля 1970 года он возглавил предприятие и проработал в должности генерального директора до 2004 года. 



«Весь жизненный и трудовой путь Александра Михайловича заслуживает глубокого уважения и признания. Неоценим его личный вклад в дело сохранения предприятия и коллектива в тяжелые перестроечные времена», – цитирует сотрудников типографии ИА rzn.info. 

Действительно, благодаря Александру Баранову Рязанская областная типография сохранилась в 1990-е. Можно лишь представить, каких усилий стило Александру Михайловичу переломить себя и все же вклиниться в бурный водоворот зарождающихся рыночных отношений. Ведь типография во времена СССР была не просто производственной площадкой – это было полурежимное предприятие, работающее под бдительным присмотром идеологического отдела ОК КПСС, управления по охране государственных тайн в печати (Главлит) и регионального УКГБ. И как снег на голову – рыночные отношения. В Рязанской областной типографии начинает печататься оппозиционная к областной власти газета «Вечерняя Рязань», тираж которой в разы превосходит официальные издания. Формально идеологически закаленный (а иначе не был бы директором) Александр Баранов мог найти десятки причин, чтобы отказать редакции (что, кстати, с успехом проделывали потом в отношении оппозиционных СМИ последующие руководители типографии), но он этого не сделал, хотя и подвергался прессингу из обладминистрации. 

«Вечерняя Рязань» печаталась 50-тысячными тиражами, в областной администрации скрипели зубами, но типография получала «живые» деньги, а в итоге сотрудники получали зарплату.

И еще один нюанс. Через год после ухода Александра Михайловича на заслуженный отдых – в июле 2005 года – в Рязанской областной типографии объявили забастовку, протестуя против увольнения Юрия Лыткина с поста директора предприятия. Подчиненные тогдашнего губернатора Рязанской области Георгия Шпака самостоятельно не смогли разрешить конфликт. Ситуацию урегулировали, позвав на помощь Александра Баранова.

Анализ экономических практик «красных директоров» в лихие 1990-е годы показывает, что предпринимательский талант, способность «держать удар» в условиях формирующейся рыночной экономики оказались присущи очень немногим. Большинство так и не обрело новую экономическую идентичность.

Будучи по отдельности лидерами, «красные директора» оказались не способны к объединению и отстаиванию, в том числе собственных интересов. Они не смогли сформировать хоть какое-то объединение, противостоящее не то что дерибану, а даже для защиты самих себя. Поэтому в лучшем случае «глыбы» превращали производство в семейный, дружеский бизнес или оставались какое-то время директорами при новых собственниках и наблюдали за разрушением своих детищ, в худшем – отстреливались.

А теперь уходят из жизни кремни, те, кто смог выдержать невероятные испытания и устоять.
Павел Гресь