Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№05 от 10 февраля 2011 г.
Свежие новости
Юзеры против единоросов
Рязанское отделение «партии интернета» готовится нанести удар «партии телевизора»



Недавно с легкой руки журналистов в России  родились две новые партии: «партия телевизора» и «партия интернета». Эти термины отражают различия в политических пристрастиях граждан. Предполагается, что обитатели Сети настроены оппозиционно, а зрители телеканалов голосуют за Путина-Медведева и «Единую Россию». Такое деление весьма грубо, однако общим тенденциям соответствует.

Не секрет, что главное оружие действующей власти в борьбе за симпатии электората – «ящик». Современное телевидение не информирует, а достаточно эффективно пропагандирует. Это позволяет к сторонникам так называемой «партии власти» отнести не только ее членов, но и почти все «телебольшинство».

До недавнего времени «партии телевизора» никто не угрожал – редкие независимые газеты и радиостанции не могут составить ей конкуренцию. Но главный удар, который может оказаться сокрушающим, готовится нанести интернет. В Сети пудрить мозги пропагандой значительно сложнее, в ней информация и мнения циркулируют свободно, и позиция власти редко находит поддержку.

Результаты исследований свидетельствует о том, что телевизионная аудитория сокращается, а аудитория интернета – напротив, растет. Конечно, показатели еще далеки друг от друга (большинство населения по-прежнему узнает новости из телевизора), но тенденция налицо. Показательно, что наибольшая доля узнающих новости из Сети – среди молодежи и высокообразованных людей. Слова «я не смотрю телевизор» можно услышать все чаще.

Власть понимает угрозу, исходящую от интернета, и пытается играть на этом поле. Не случайно президент Дмитрий Медведев подает пример по взаимодействию с интернет-аудиторией руководителям всех уровней. Отстаивание своих позиций в Сети у власти имеет переменный успех, но чаще всего, конечно, приводит к поражению. И дело не в невладении технологиями, а в честной конкуренции, которую предоставляет интернет. Если на телевидении можно забить весь эфир пропагандой, а немногочисленные дебаты в прямом эфире просто игнорировать, то в интернете такой механизм не работает. Если позиция изначально слаба – то, скорее всего, проиграешь. И даже всяческие ухищрения с платными блогерами ситуацию не исправят.

Работа рязанской региональной власти в интернете сводится к финансовому сотрудничеству с сетевыми СМИ. Губернатор Олег Ковалев – один из немногих глав регионов, у которого нет ни Твиттера, ни ЖЖ, ни какого-либо еще блога. Впрочем, это может объясняться возрастом – Ковалев входит в десятку самых «престарелых» российских губернаторов.
Одна из проблем рязанских интернет-СМИ – в фактической принадлежности многих онлайн-изданий к «партии телевизора». Если все ведущие федеральные интернет-ресурсы формируют собственную, отличную от пресс-служб органов власти, информационную повестку дня, то значительная доля рязанских сайтов де-факто является личной страничкой губернатора и/или партийным ресурсом «Единой России».

Однако рязанские чиновники, проделывающие фокус по превращению интернета в телевидение, забывают о том, что в Сети информацию, в отличие от «ящика», не утаишь. К тому же аудитория не та – юзеры привыкли все воспринимать критически. Порой складывается комическая ситуация: какую-то неудобную информацию (например, о митинге оппозиции в Рязани) можно узнать только на федеральных ресурсах – местные интернет-СМИ упорно отмалчиваются.

Но даже относительная отсталость рязанских сетевых СМИ не сильно влияет на позиции «партии интернета» в регионе. Цензура на подконтрольных власти сайтах нивелируется блогосферой и федеральными ресурсами. К примеру, сайт «Эха Москвы», который часто уделяет внимание деятельности рязанской оппозиции, в сутки посещает около тысячи жителей Рязанской области. Пользуются вниманием рязанских интернет-пользователей и многие другие независимые и оппозиционные интернет-издания, благо их предостаточно.

Что же касается рязанской блогосферы, то в ней ситуация неоднозначная. Блогеров, пишущих на политические темы, наберется в Рязани от силы несколько десятков. Но если учесть, что у каждого из них, в свою очередь, по несколько десятков и сотен подписчиков, то аудитория получается уже более-менее значительная. У рязанского оппозиционного блога rosga и того больше – 1200 читателей, а это уже сравнимо по популярности с полноценным региональным интернет-СМИ.

Если сравнивать рязанское отделение «партии интернета» с московским – то, конечно, наш регион сильно отстает. Однако это связано с общим уровнем «интернетизации» – доля тех, кто предпочитает Сеть телевидению, будет постепенно расти и в Рязани.

Уже сегодня я наблюдаю, что большинство участников уличных акций протеста в Рязани мобилизуется через интернет, а не традиционным листовочным способом. И у этой тенденции есть все основания для усиления.