Однажды скопинский театр «Предел» принимал Международный фестиваль
Этот театр не блестит яркими неоновыми огнями и не переливается разноцветными гирляндами. Он горит ровным Белым Светом. Которое (вспоминая физику), например, дает рассеянное излучение Солнца. Или излучение непрозрачного твердого тела, нагретого до высокой температуры. До самой высокой. До предела. И чтобы погреться в лучах этого Белого света люди приезжают в небольшой городок Скопин из разных точек России и зарубежья.
Первые три дня февраля в скопинском молодежном театре «Предел» проходил II Международный театральный фестиваль «Белый свет».
Первый фестиваль «Белый свет» состоялся в октябре 2007 года. Продолжения пришлось ждать больше трех лет. Но поскольку фестиваль проходит при поддержке только лишь скопинской администрации, без какой-либо региональной или спонсорской помощи, то даже такая регулярность выглядит большой удачей. Правильно говорят: три года ждут…
«Белый свет – 2011» – это на самом деле удачное стечение обстоятельств. С обменными гастролями в Скопин ехал молодежный театр из Ельца. Французский актер Боб Дантонель ожидался со спектаклем «Моцарт и Сальери». Мультихудожник Сережа Адамов, житель Копенгагена и Москвы, был готов представить Данию и выступить с моноспектаклем. Да и самим скопинцам всегда есть что показать!.. Словом, собралась отличная интернациональная программа, разнообразная и весьма обещающая.
С театром «Проект» из Ельца «Предел» связывает давняя дружба. Познакомившись в 2001 году на семинаре имени Станиславского в Москве, они сразу почувствовали друг в друге родственные души. В конце ноября «Предел» показал в Ельце «Кроткую». И вот с ответным визитом Елец привез постановку Олега Климова «Премудрый пескарь» по Салтыкову-Щедрину – по характеристике Владимира Деля «спектакль живой, действенный, с пантомимой, молодежный и страстный».
Следующий показ фестиваля – моноспектакль ведущей актрисы «Предела» Екатерины Авданькиной «Интимный дневник отличницы». Он живет уже несколько лет, пользуясь успехом у профессиональной публики на всевозможных фестивалях и поистине народной любовью в родном Скопине. Редкий случай: на спектакль идут семьями! Взрослеющие дочки приходят с папами! Спектакль, как камертон, настраивает разные поколения на одну «душевную ноту», помогая отцам и детям понять друг друга.
На второй день фестиваля в Скопинском краеведческом музее был представлен арт-проект «Независимое искусство» Дарьи Киселевой, поэта, актрисы, художницы-гончара, выпускницы Абрамцевского художественного училища. На четырех музейных стенах, от пола до потолка, разместилась целая жизнь: от собственных рисунков, фотографий, картин, сборников стихов, скульптуры и игрушек до рисунков детишек, которых Даша сегодня учит на станции юных натуралистов. А один отрезок жизни был представлен буквально в натуральную величину: на протяжении целого года каждый день (!) Даша записывала-зарисовывала-набрасывала свои мысли на небольшие (по формату отрывного календаря) листочки. И теперь этот календарь из букв, слов, линий и очертаний представлен на выставке, приглашая побродить лабиринтами мыслеобразов художницы.
15 апреля. У нас была любовь, а теперь ремонт.
24 сентября. Высоцкий искромсает душу в крошки.
8.12. Спасайся, кто может!
20.12.09 г. Даша! Твоя мечта в 2010 г. Точилка! и хороший парень, не мудак!
Jazz-роман Сережи Адамова «Однажды», исполненный в Скопине, можно считать российской премьерой. Потому как до этого его могли видеть только жители Копенгагена. Впрочем, в России его могли слышать: в конце девяностых в литературной программе радио «Свобода» «Поверх барьеров». Адамов немало испробовал на прочность географию: Алма-Ата (родина), Рязань («радик»), Самарканд (армия), Москва (журфак МГУ, Центральное телевидение, «Кругозор», «ПиЧ», «Юность»), Копенгаген (с 1991 года).
«Однажды» – спектакль в духе doc-театра. Монолог участника жизни. Серия рассказов – реальных историй, происходивших с автором – начинающихся со слова «однажды».
«Однажды я представлял интеллигенцию в одном из сел Рязанской области. Мне было 17 лет и я работал плотником-бетонщиком в строительном управлении номер 2 треста «Рязаньпромстрой»».
«Однажды мы с Катей Герд собирали пустые бутылки – зарабатывали на жизнь в Дании».
«Однажды я должен был умереть, но вместо меня умер Лева».
«Однажды» – слово особое. Как пишет мой многообожаемый Гиллиланд в своем ЖЖ: «Я люблю, когда повествование начинается со слова «однажды». Оно располагает слушателей к рассказчику, лишает аудиторию присущего ей скептицизма, создает нужный настрой. Редко кто, услышав зачин «однажды», сразу начнет орать «вранье!»… Можете попробовать сами, вот скажите «давным-давно» и вуаля! Чувствуете приторность, засахаренную сказочность, притворство, лукавство, ложь и клубящееся по углам комнаты подозрение?.. С «однажды» все иначе». © http://gilliland.livejournal.com/)
Так все и произошло. Стоило только произнести Адамову таинственное «однажды», как зрители устроились поудобнее и с удовольствием отправились в путь по био- и географии автора.
Изначально моноспектакль «Однажды» задумывался как стерео: в паре должен был выступить легендарный Константин Панкратов и его контрабас. Но музыкант уехал в столицу, и спектакль, лишившись басов, превратился в моно. Но даже и в одиночестве Адамов покорил зал своим искренним повествованием и лукавым прищуром. Впрочем, у жителей Рязани вскоре будет возможность увидеть полную версию Jazz-романа (внимание, реклама!) в клубе «Старый парк».
«Моцарт и Сальери» – название, ставшее визитной карточкой скопинского театра. Спектакль появился в конце 90-х и буквально покорил всю театральную Россию. Его называли «семейным»: Владимир Дель играл Сальери, его сын, тогда еще маленький Илюша, – Моцарта, олицетворяя своей детской чистотой и непосредственностью истинную природу гениальности.
Французский актер Боб Дантонель увидел «Моцарта и Сальери» в 1998 году на фестивале в Санкт-Петербурге. Не понимая по-русски ни слова, он был потрясен атмосферой спектакля, игрой актеров. И попросил роль Сальери. Дуэт Боба Дантонеля и Ильи Деля продолжил триумфальное шествие спектакля по России и Франции.
Но Илья вырос. Спектакль ушел в архив. Однако актерская душа Боба требовала продолжения. И Владимир Дель находит новое режиссерское решение: «Моцарт и Сальери» как кукольный спектакль с живым планом. И хотя на сегодняшний момент актерская работа в плане владения куклами требует серьезной доработки, в такой задумке чувствуется потенциал: треугольник «Моцарт – Черный человек – Сальери» несет глубокое понимание взаимоотношений между людьми и высшими силами.
В полной темноте, под черной мантией, в длинноносой полумаске на сцене появляется Некто. Демиург. Алхимик. Черный человек, безучастно взирающий на людей и творящий одному ему ведомые опыты. Из красного саквояжа он достает колбочки, мензурки, бутылочки, смешивает и готовит яд для будущего злодеяния. Следом на свет появляются Сальери и Моцарт – две куклы, два друга, которых Черный человек сталкивает в бездну страстей, гениальных и преступных. Звучит текст Пушкина (на великолепном французском языке!). Кукловод взмахивает руками. Игра началась!..
Лицо актера, освещенное нижним светом (художник по свету – Mишель Cappo, Франция, Лион), прорезано глубокими тенями. Оно серьезно, отрешенно и зловеще. И первое, что сразу же отмечаешь: у куклы Сальери (изготовитель кукол-марионеток – Ж. Павали, Франция, Лион) лицо Боба Дантонеля!
– У меня нет такого гения, как у Моцарта, – поясняет свою позицию актер. – Мне по жизни приходится много и много работать. Порой я испытываю те же чувства, что и Сальери, и зависть, и страсть, ничто человеческое мне не чуждо.
Вполне осознанно актер отождествляет себя с Сальери, делая тем самым серьезное заявление, что все мы немножечко Сальери.
(«…ужель он прав!»)
Черный человек разыгрывает с куклами зловещую, фантастическую, но – увы! – такую человеческую историю: историю дружбы, преданной ради зависти; историю страшных мук и страданий человека, идущего на убийство любимого человека; и, наконец, историю абсолютного одиночества.
Финал этой «маленькой трагедии» известен. Бокал с ядом пуст. Моцарт гибнет и возносится на небеса, к скрипке, к музыке, к Мадонне. Сальери переживает духовную гибель под гнетом собственной черной совести.
Два талантливых композитора (звучащая в спектакле музыка Сальери из оперы «Данаиды» завораживает не менее чем «Реквием» Моцарта), они были одинаково равновелики, любимы друг другом и необходимы. Но появляется третий – Черный человек – то ли из потустороннего мира, то ли из черной души Сальери. И равновесие нарушается.
Осознание: «... и я не гений?».
Дружеские объятья Сальери все больше превращаются в холодные тиски смерти вокруг шеи Моцарта.
Актер держит кукол в двух руках, словно примеряясь: гений или злодейство?.. Что перевесит?.. Но в этом страшном опыте законы земного тяготения не работают, потому что весы находятся внутри каждого из нас. И у каждого – своя сила тяжести. И свой Черный человек, способный привести весы в движение. И свой Белый Свет у каждого, кстати, тоже.
Сразу после окончания фестиваля «Белый свет» спектакль «Моцарт и Сальери» отправился в Псков на XVIII Всероссийский Пушкинский фестиваль, где был показан с большим успехом! Поздравляем!
Вера НОВИКОВА Фото Андрея ПАВЛУШИНА