Одна из первых рязанских культуртрегеров 15 марта отметит свой юбилей
Март-волшебник пришел молодить,
И в округе капелью аукать,
Вербной нежностью мир одарить,
Да туманами ласки окутать!
Автор
Обдумывая текст этой статьи, невольно вспомнил словесную «возню» вокруг судьбы отечественной культуры и ее истории. Слышу говорящих о том, что «уж как много накопилось в жизни ненужного, пустопорожнего». Слышу их пространные разговоры о необходимости избавить современный мир от памяти прошлого. Нескончаемы призывы о необходимости сосредотачиваться только лишь «на сегодняшнем дне, на дне проживания в новых условиях, в новой социальной среде».
Однако, отрадно сознавать, что в любом государстве, почти в каждой семье живут многовековые традиции сбережения родовой памяти, родного языка. Вспоминайте: «...и дым Отечества нам сладок и …»
Безусловно то, что сохранение памяти – занятие не из легких. Ну, а если уж кто-то и принялся сохранять память десятков, сотен чужих судеб, чужих фамилий, причем сохранять все в чистоте обнаруженного факта, без допущения собственных интерпретаций и подновлений – то этот труд под силу лишь избранным!
Между прочим, такой человек уже много лет живет среди нас, уважаемые рязанцы!
15 марта этого года у нее очередной юбилей! Потому и осмелился опубликовать свою статью как своеобразный подарок юбиляру.
Тамара Николаевна ЦУКАНОВА!
Подумать только! Пятьдесят два года, как мы знакомы друг с другом! Осенью 59-го года, со своими сокурсниками по учебе в Рязанском художественном училище я был записан в городскую библиотеку, что размещалась в здании нынешнего лицея искусств на улице Почтовой. В те годы читали все! Читали взахлеб! Появился и «самиздат». Поэтому в обществе был остро-цензурный зырк за особо активными книголюбами. Чего удивляться, досмотр и догляд были везде на всех уровнях. Но!.. Подумать только, стоило только нам прикипеть к библиотеке и повалило счастье! Счастье общения с разными людьми, что приходили «поболтать о книгах» к Тамаре Николаевне.
– Мальчики, – так обращалась она к нам, – пойдите и поройтесь на стеллажах в медицинском отделе, может, чего и найдете интересное для себя.
И, представьте себе, нашли. На одном из стеллажей под самым потолком нашли роскошное издание 30-х годов «Ноа-Ноа» – дневник Поля Гогена! В тот период молодежь была буквально «помешана» на Поле Гогене и его друге Ван Гоге.
Скажете – случайность? Для современного читателя – да. Но для времени, в котором все библиотечные фонды вплоть до 70-х годов тщательнейшим образом профильтровывались сотрудниками надзорных органов, подобная находка являлась подарком судьбы! Сейчас не стану рассуждать о способе спасения той книги, напомню лишь эпизод, рассказанный мне искусствоведом Георгием Карловичем Вагнером: «Вернувшись после отсидки на Колыме в художественное училище, я по собственному недомыслию и из-за любви к импрессионистам удумал провести вечер с показом через «волшебный фонарь» плохеньких репродукций с их произведений. И… повторный арест не замедлил себя ждать».
Так вот, обнаруженная, как бы невзначай, моим другом Ромашиным Александром «сомнительная» книга, конечно же, не без подсказки Тамары Николаевны, не могла бы попасть к нам в руки! Знали бы современные молодые люди, с какой горячностью велись споры в той крошечной комнатенке, в которой размещался музыкальный отдел, организованный Цукановой! В 60-х годах в нашу страну прорвались потоки культур «из-за бугра». Все смелее и смелее, конечно, поругивая, начали говорить и о Русском авангардном искусстве. Но, главное, появилась возможность покупать умные и красивые книги!
К слову, в моей очень яркой книжной судьбе особенно заметную роль в те годы сыграли три женщины: Таисия Николаевна, Лидия Ивановна (обе работали в книжных магазинах Рязани) и Тамара Николаевна. И если первые всегда оставляли для меня все без исключения новинки по искусству, хотя прекрасно были осведомлены о подлинном содержании моего студенческого кошелька, в котором никогда червонца-то не лежало. (Часто покупки совершались в долг!) То вот Тамаре Николаевне я обязан ее внимательному покровительству. Как знать, что бы могло статься со мной, лишенным в юношеские годы идеологической осторожности? Нет-нет! Никаких теорий и нравоучений ею никогда не читалось! Никаких предупреждений и «шепотков». Просто на всех «закоулках» она неумолчно восхищалась, отмечая «социальную значимость моего неудержимого потока многословия».
До сих пор слышу: «Ну, Бабий!.. Ну, Саша!.. Как же он вчера о Рерихе рассказывал! Как же его молодежь внимательно слушала!..»
Это сейчас подобная фраза воспринимается чем-то пустопорожним. А в те годы подобными возгласами надежно усыплялось вечно зрящее око власти.
Говорю об искусстве Цукановой отводить удары судьбы от других, а сам невольно вспоминаю бесконечные эпизоды очень трудных периодов в ее собственной жизни. Вспоминаю и невольно восхищаюсь ее мужеству. Многое ей пришлось пережить… Но то, что сотворено усердием и подвигом этой женщины, будет в полноте оценено лишь спустя поколения.
А пока, уйдя на заслуженный отдых, она продолжает свою неуемную работу, непрестанно докучая всех своими, не терпящими отказа требованиями: «Саня! Я от тебя жду копию! Понял? Жду копию и побыстрее!»
В настоящее время ею уже собран архив, в котором хранятся ТЫСЯЧИ фактов, связанных с музыкально-художественной культурой и историей Рязанского края!
Но приходилось в ее адрес слышать сдержанные упреки как к краеведу, «лишенного профессиональных знаний». Что могу отметить: ревностные оценки – естественное состояние души людей слабых, в чем-то и корыстных. Но они искусственно замалчивают особое умение собирателя-краеведа брать и при этом ОТДАВАТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЛУЧИЛ. Завистники начисто лишены этого счастья! Это удел избранных! Именно к таким и принадлежит смелая, вечно неугомонная наша подвижница Тамара Николаевна Цуканова.
Смею привести один пример, иллюстрирующий ее смелость и истинную любовь к своему предмету – музыке, к музыкантам, к родной Рязани. Шел 1968 год. В московской консерватории обсуждалась книга о Прокофьеве, которую написал наш земляк Ю.Н. Холопов.
Шабаш идеологических ведьм тогда пытался смести с лица земли и книгу, и самого автора. Знаю об этом не понаслышке. Именно в 68-м году (кстати, не без участия Тамары Николаевны) я породнился с родом семьи Холоповых и ужас травли талантливого консерваторского педагога, каким был Юрий Николаевич, мне был известен во многих деталях. Однако в этой истории знаменательно то, что в родной для Холопова Рязани нашелся единственный человек, который выставлял на всеобщее обозрение в областной библиотеке все теоретические работы опального теоретика, в том числе и его «скандальную» книгу. Именно Цукановой история музыкальной культуры Рязани обязана собранию подлинных работ Юрия Николаевича и его сестры, не менее талантливого музыковеда-теоретика Валентины Николаевны Холоповой. Известные всему миру ученые после каждого выхода в свет новой своей книги первый экземпляр в обязательном порядке присылали именно в музыкальный отдел Рязанской областной библиотеки.
Вскоре эта бесстрашная женщина приютит в своем отделе непонятную многим чиновникам от культуры группу молодых людей, собирающихся раз в неделю в компании под названием «ОЛИМП».
В то время, когда за Прокофьева в консерватории устраивали публичные «порки» ведущим педагогам, в провинциальном городе молодые люди осмеливались рассказывать о художниках «Мира искусства», о музыке Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского. Просвещали рязанцев, устраивая прослушивание негритянских духовных гимнов Спиричуэлс. Да! О многом еще было рассказано из того, что для того времени было довольно «вольным и подозрительным»! И во многом ОНА была непосредственной участницей и организатором. Конечно, Цуканова слишком хорошо знала о судьбах своих педагогов, которым и за меньшее пришлось пройти кругами Колымского ада. Но ведь приняла, пригрела невольных «ослушников», поскольку умом и собственной культурой понимала серьезность здоровых начал, живущих в темах, что волновали умы молодежи!
Вскоре об «ОЛИМПе» узнали во многих городах страны. Он стал естественным звеном в жизни рязанской библиотеки. А Тамара Николаевна безсуетно продолжала устраивать олимпийцам то автобусные поездки во Владимир и Суздаль, то на поклон к Чайковскому, то «закатит на широкую ногу» юбилей все тому же Холопову! То осчастливит рязанцев приглашением знаменитостей, среди них: Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко. Неоднократно на «ОЛИМПе» встречались с Холоповыми. И это притом, что временной график каждой знаменитости расписан по дням на годы вперед. Однако, если едут, значит ценят! И ценят, прежде всего, подвижническую, на пределе человеческих возможностей многолетнюю работу очень скромного библиотекаря, ставшего связующим звеном между поколениями.
И если раньше областная библиотека имени Горького была местом каждодневных встреч с людьми, ищущими ответы на бесконечные вопросы, то в настоящее время ее квартира стала настоящим духовным пристанищем.
Делая этой статьей своеобразный подарок нашему юбиляру, не имею права умолчать об искреннем поздравлении, присланному из далекой Португалии, в которой уже много лет трудится бывшая «олимпийка» Галина Николаевна Болховитинова. Трио, в составе которого, кроме нее, были Тамара Иванишко и Татьяна Соколова, многие годы составляли особую музыкальную ауру в жизни Рязани.
В заключение скажу, что приведенные в эпиграфе строки, написанные еще в 70-х годах, посвящены всем-всем женщинам. Помните, мужчины, что именно женские плечи тысячелетиями несут на себе всю тяжесть огромного свода жизни! Именно они, сродни Атлантам, «упершись лбом в беду», сохраняют радость жизни!
Р.S. Рязанское бюро «Новой газеты» присоединяется к нашему автору и поздравляет Тамару Николаевну Цуканову с юбилеем и 8 Марта! Долгих вам лет жизни и творческих успехов!Александр БАБИЙ