Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№09 от 10 марта 2016 г.
Знакомьтесь: поколение избирателей – 2016
Какие партии пожнут голоса молодых рязанцев? 

На парламентских выборах этой осенью будут впервые голосовать жители Рязанской области, которым во время прошлой избирательной кампании было от 13 до 17 лет. Большинство из них, конечно, и не помнит никаких призывов голосовать за «любую другую партию», не знает, как зародился интернет-мем «Партия жуликов и воров», мало кто следил за «болотными» протестами. Сегодня им от 18 до 22-х и как минимум треть молодого поколения готовится прийти на избирательные участки.



Рязанская «Новая газета» провела социологическое исследование с целью выяснить политические предпочтения свежей струи избирателей. Нас интересовали не только симпатии к той или иной партии, но и мотивы, которыми руководствуются молодые граждане, их общее понимание роли институтов власти. Где-то результаты, по нашему мнению, совпали с «общей температурой по больнице», ну а в некоторых случаях новое поколение сумело удивить.

На вопрос «Если бы выборы состоялись сегодня, за какую партию Вы бы проголосовали?» 39% ответили, что выбрали бы «Единую Россию», 10% – ЛДПР,  9% – КПРФ, 6% – Демкоалицию на базе «Партии народной свободы», 4% – «Яблоко», 3% – СР. Испортить бюллетень хотят 6% от желающих его все-таки получить: с юношеским нигилизмом у нас, судя по всему, все в порядке. И это, кстати, признак не совсем больного общества – поводов для тревоги было бы больше, если бунтовать не хотела хотя бы малая часть молодежи.



Неожиданным в полученных результатах стало даже не менее половины голосов за ЕР («партия власти» вряд ли способна получить более 50% при условии относительного честного подсчета), а высокий результат ПАРНАС. Обычно рейтинг этой радикально-либеральной партии фиксируется на уровне 1–2%. Возможно, дело в том, что в последнее время с формируемой на базе ПАРНАС демократической коалицией стал более плотно ассоциироваться Алексей Навальный, обладающий, безусловно, высокой степенью известности у сетевой аудитории, а значит, и у молодежи.

Интересно посмотреть на распределение голосов в зависимости от пола респондентов. Серьезные отклонения от средних показателей зафиксированы у «Единой России» (ее чаще выбирают женщины), а также у ПАРНАС и КПРФ – это «мужские» партии.

Есть колебания в рейтингах партий и в зависимости от рода занятий молодых рязанцев. Так, те из них, которые ответили, что заняты только учебой, заметно сильнее ориентируются на ЕР, а те, которые работают или же совмещают работу со студенчеством, тяготеют к «Яблоку», КПРФ и «Справедливой России». 

Таким образом, можно вывести коллективный портрет молодого избирателя «Единой России»: это совершеннолетняя девушка, находящаяся на иждивении. Типичный сторонник оппозиции – молодой парень, который старается вести самостоятельную финансовую жизнь или просто помогать своей семье.

Однако относительно неплохие рейтинги некоторых партий отнюдь не гарантируют им высокий результат: необходимо еще, чтобы их сторонники дошли до избирательных участков. Основания для беспокойства есть у ЛДПР, «Яблока» и ПАРНАС – более половины(!) их потенциальных избирателей сообщили, что сомневаются, стоит ли им вообще идти голосовать. Очевидно, во время избирательной кампании этим партиям придется приложить усилия для того, чтобы замотивировать сторонников.

Напротив, высокую дисциплинированность показывает электорат ЕР, КПРФ и «Справедливой России» –  симпатизирующие коммунистам, эсерам и единороссам в основном ответили, что, вероятнее всего, отправятся 18 сентября исполнять свой гражданский долг. Нередко и меньшинство становится большинством, если просто встает с постели и голосует.

На вопрос «Что для вас является важным при выборе партии?» 70% ответили, что совпадающая с личными взглядами программа. Но обольщаться насчет политической сознательности нового поколения вряд ли стоит: и более «старые» избиратели на вопрос социологов отвечали, что программа – это главное. Однако (и это показывали другие исследования) большинство из них вообще программ партий не изучает и уж тем более не следит годами за честностью их реализаций.



16% ответили, что ориентируются на лидеров партий – и это, вероятно, корректный показатель. Для 13% важно, чтобы партия обязательно была против действующей власти, а для 10% – чтобы действующую власть поддерживала. 

Небезынтересно узнать, на что чаще готовы ориентироваться те избиратели, которые пока не решили, за кого им следует голосовать. Как показал наш соцопрос – на мнения друзей и родственников, а также на степень оппозиционности партии. Так что участникам предвыборной гонки будет не лишним побороться за статус самой протестной. Хотя чаще всего это от самих оппозиционеров и не зависит – своего «главного врага» власть, как правило, выбирает самостоятельно.

Ну и, наконец, участникам нашего исследования был задан «теоретический» вопрос: «Как вы считаете, для чего в России нужна Государственная дума?». С тем, что она нужна для того, чтобы принимать законы, согласились 52% респондентов. Вроде бы больше половины, но все равно маловато. Или на уроках обществознания в школах сейчас не рассказывают про законодательную функцию Госдумы?



Дальше цифры еще тревожнее. Что парламент должен выражать интересы различных групп населения – считают 39%. Что главным является право критиковать президента и правительство – всего 5%. Зато 13% опрошенных уверены, что Госдума нужна лишь для того, чтобы одобрять действия Путина и Медведева. 7% полагают, что дума вообще не нужна, а еще 24% выразили эту мысль более радикально.

Получается, пока молодые рязанцы не ощущают необходимости в разделении властей, которое нужно, чтобы представительство власти не могло обернуться притеснением. К сожалению, не до конца понимают, что Госдума не только может, но и обязана оппонировать и президенту, и правительству. Что это служит страховкой от непродуманных решений и деспотии.

Вместе с тем стартующая избирательная кампания является неплохим шансом для партий не только прорекламировать себя, но и донести до людей понимание того, в чем вообще заключается функция депутатов. Ведь не в постоянном же «одобрямсе». И если экономический кризис заставляет население повышать свою финансовую грамотность, то хочется надеяться, что хотя бы по той же самой причине возрастет и желание разбираться в политических процессах.
 
Сергей ЕЖОВ