Для начала напомним: ценник товара на полке складывается из приходной стоимости и наценки самого магазина. В начале марта власти пообещали, что крупные торговые сети пообещали им не делать наценку более 5% на социально значимые товары.
Пробиться к товароведам тех самых сетей непросто – вся связь со СМИ у них строго через столичные пресс-службы. Это долго, а по нынешним скоростям роста цен и смысла не имеет. Потому мы отправились в обычные магазины шаговой доступности.
Говорят, так велено
Картина одна и та же: старший продавец сидит в ступоре после звонка очередному поставщику, а рядовые сотрудники в это время нервно смеются, наклеивая новые ценники. У них в голове не укладывается то, что происходит…
В обычном небольшом магазине для части продуктов наценку стали делать в 5%, еще на ряд позиций 10%. Говорят – так велено. Хотя раньше наценка на эти же товары была 25-30%.
Большое падение? Да. Только покупатель этой разницы не заметит.
– Приходные цены выросли очень резко. Макароны пришли на 30% дороже, вся бытовая химия – на 40%, – рассказала нам старший продавец (имен все собеседники просили не называть, – Е.С.). – Ну, делаю я пять процентов и что? Все равно все растет.
В рублях это пока выглядит так: неделю назад в том же магазине сахар-песок продавали по 67 рублей, сейчас по 85 за кило. Попытка заказать снова тот, что по 85 на полке, оказалась неудачной – партия закончилась. Поставщик теперь сам ищет, где подешевле.
Еще пример – гречка, что шла по карте «Забота», то есть и так с минимальной наценкой в 5%. Месяц назад ее продавали по 88 рублей, сейчас по 117,4 за кило. А по «Заботе», кстати, товара немало. Но получается, что новых ограничений по наценкам в этом секторе не будет.
Стабилен только хлеб
Часть производителей товар решили придержать. Так, например, ненадолго сделал Рязанский горпищекомбинат. Он производит печенье и прочую кондитерку из теста, в том числе популярное печенье «Юбилейное». До 10 марта завод продукцию решил не отпускать, а после – и он об этом уже предупредил – поднимает стоимость.
– «Балтика» обещает поднять цены с 1 апреля, – рассказали нам еще в одном магазине. – Другой алкоголь тоже будет дорожать, уже обещают, но пока он держится. Кроме дорогого. Бутылка виски Red Label, к примеру, у нас уже 50% прибавила.
На вопрос «хоть что-то кроме части алкоголя не подорожало?» ответ – позиция одна. Это хлеб. В тех торговых точках, что я обошла, он пока стоит прежних денег.
Новые партии конфет некоторые небольшие магазины даже не заказывают – знают, что скоро покупателям будет не до них
Импорт в каждой упаковке
Те, кто думает, что массу товаров Россия производит полностью самостоятельно, сильно ошибается. И скоро в этом нам придется убедиться.
На полках почти весь товар, что продается на вес, пакуют в лотки. А лотки затянуты пленкой. А производят ее… не в Воронеже.
– Вся дышащая пленка – немецкая. Вся. И она уже подорожала. Обычный полиэтилен воздух вообще не пропускает. Он хорош, если товар быстро сохнет – для упаковки зефира, например. Но остальное в таких пакетах гораздо быстрее портится, потому и придется закупать немецкую, – пояснили мне в торговой точке.
Итак, пленка… А что еще? (лучше бы не спрашивала).
– Вся лента на кассе импортная. И тоже подорожала! Стикеры, которые мы наклеиваем, тоже. Это все заграничное, – таков был ответ.
Кстати, фольга для сливочного масла импортная. Но это уже вопросы к производителям, которые мы обязательно зададим. А пока пойдем к ритейлерам.
Пенсионерская память
В минувшие праздничные выходные автор этих строк бороздила не только маленькие магазины, но и «Магниты» с «Пятерочками». При этом была уверена, что, пользуясь свободным временем, в преддверии большого подорожания здесь будет масса людей. Я ошиблась. В больших магазинах покупателей было примерно столько же, сколько видимых сотрудников – трое-пятеро. На весь супермаркет.
Ощущение, что люди не понимают, как резко скоро все подорожает: запасы на складах даже этих огромных торговых сетей не безграничны. Но народ шел за обычным своим рационом – к обеду, к чаю, не более того.
Кроме одной бабули, которая явно выискивала, что бы еще купить в запас по старым ценам. Судя по тому, что полупустые полки здесь были лишь с пшеном и прочими дешевыми крупами, только такие пенсионеры и помнят, что полки бывают вообще пустыми.
Рост цен в магазинах идет опережающими темпами: еще до поступления товара по новой стоимости. Почему? Ответ элементарный: магазинам нужны деньги, чтобы купить новую партию. Старую продали по старой цене, а где взять больше средств на новую, дорогую? Своих денег в запасе у массы торговых точек, особенно средних и малых, немного. Потому два пути: где могут, снижают объемы заказов и потихоньку, опять же где могут, ставят цену повыше.
P.S. Материал подготовлен к печати 9 марта: цены, указанные в нем – на эту дату.