Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№08 от 10 марта 2022 г.
Операция «Миротворец»
В Рязани людей задерживали на улице и дома, большинству объявили предупреждение, но и это уже опасно. Объясняем, почему

Днем в воскресенье, 6 марта, в Рязани прошла облава. По числу задержанных данные от властей и правозащитников расходятся минимум в десять раз. Людей «брали» и на улице, и прямо дома. На момент сдачи этого номера «Новой» в печать наказали только одного человека, причем на суде в качестве доказательств были лишь… слова полицейских.

Люди вышли, чтобы выразить свое несогласие с «военной спецоперацией». Около двух часов дня пятеро были на площади Ленина: четверо без ничего, одна девушка держала плакат со словом «Мир». В итоге в райотдел полиции увезли всех. На площади Победы примерно в это же время собралось 40 рязанцев. Их тоже отправили по райотделам полиции. Скольких точно – неизвестно, но среди задержанных оказалась и женщина, мирно жующая пирожок у ТЦ «Виктория Плаза». Это – со слов самих активистов и правозащитников.

А вечером 6 марта со ссылкой на «источник в правоохранительных органах» издание mediaryazan.ru сообщило, что «было задержано три человека». На этом вся официальная (относительно) информация заканчивается: региональное УМВД данных не дает и спустя три дня после воскресенья.

Теперь приведем события в хронологическом порядке. Информация, уточним, только от правозащитников, поскольку от властей ее нет вовсе.

Правозащитникам пробиться к задержанным бывает непросто: на входе им могут говорить, что тех в отделении вообще нет

Незваные гости и потасовка в райотделе

Около 13:00 в воскресенье полицейские пришли домой к гражданскому активисту, водителю-дальнобойщику Алексею Борисову. Спустя двадцать минут на выходе из собственного подъезда задержаны супруги-«парнасовцы» Юрий Богомолов и Ирина Кусова. Облавы на площадях, описанные выше, прошли примерно в 14:30.

В отделениях с этими людьми несколько часов не происходило ровным счетом ничего. Полицейские не составляли ни рапорты, ни протоколы – вероятно, тянули время. Ближе к шести вечера начали отпускать. Большинство – с предупреждением. К этому коварному слову мы еще вернется.

Около пяти вечера воскресенья в полицию доставили 45-летнего Сергея Евсеева. Его задержали не на площадях и в группе людей, а на улице Радищева. В отделение привезли в наручниках и куда-то увели. До позднего вечера правозащитникам пробиться к Сергею так и не удалось.

Ближе к 21:00 они увидели, как его вывели в коридор первого этажа Советского райотдела. После неожиданной тренировки на реакцию и сообразительность правозащитники смогли наконец ознакомиться с протоколом.

– Увидев нас, Сергей молниеносно перекинул эту бумажку через турникет. Полицейские пытались перехватить. Была целая потасовка... Но мы успели схватить бумагу, перекинуть друг другу, – рассказал «Новой» правозащитник Александр Бехтольд.

В протоколе полицейские объясняют, за что задержали мужчину. Его якобы остановили для проверки документов. Но Сергей сказал, что паспорта с собой нет, называть свое имя отказался. После ему предложили поехать в отделение для установления личности. Он же пояснил, что никуда не поедет, «резко оттолкнул рукой» одного из полицейских, поэтому было «принято решение о применении силы». Напомним, весь последний абзац – слова людей в погонах.

А вот что в своем объяснении написал Сергей Евсеев: «Бежал, торопился на встречу в районе горадминистрации. Ко мне подбежали трое неизвестных, заломили руки и надели наручники. Сопротивления я не оказывал. ФИО назвал, объяснил, что паспорт дома. Изъяты телефон и часы».

Позже копию ему все же отдали, ее-то он и перекинул правозащитникам через турникет. Дальше друзья привезли Сергею еду, и в отделении полиции мужчина провел еще двое суток.

Ни пикета, ни плаката

В тот же вечер 6 марта творились чудеса с историком Ириной Кусовой. Когда всех, кроме нее и Евсеева, отпустили, правозащитники искали сотрудницу Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль» по отделениям полиции. Ее перевозили из одного в другое, но в итоге остановились на участке Советского района.

– Ирину завели в отдел, минуя дежурную часть, через двор. Она голодная и уставшая. Позвонила знакомым, попросила привезти ей в отделение еду. Продукты привезли, видели, как Ирину высадили из машины, но еду взять не разрешили, – рассказал «Новой» один из активистов.

Юристам, которые пытались ее вызволить, в дежурной части говорили: «У нас такая не зарегистрирована».

А задержали Ирину Гасановну, напомним, около часа дня. «Взяли» около подъезда дома в Канищеве… И какой протокол тогда составлять? Ни пикета, ни плаката!

Как выяснится позже, в полиции думали над этой непростой задачей почти пять часов. Выход нашли: обвинили Кусову в проведении одиночного пикета в нарушение санитарных норм по ковиду. Доказательство – фото, выложенное в фейсбуке самой Ириной. Случилось это, правда, гораздо раньше 6 марта. Что не помешало продержать женщину голодной в отделении до позднего вечера. Затем ее наконец отпустили, объявив предупреждение.

Дубинка для рецидивистов

А вот Евсеева «промариновали» в полиции двое суток, до вечера 8 марта, когда состоялся суд. Правозащитники помогли составить ему массу ходатайств. В их числе – о приостановлении дела об административном правонарушении и о снятии данных с камер видеонаблюдения на улице Радищева. Последнее могло бы пролить свет как минимум на то, кто задерживал Евсеева: полицейские в форме, как утверждают они, или люди без знаков отличия, как говорит Евсеев. Однако суд первое ходатайство отклонил, а по процедурным нормам после этого остальные отклоняются автоматически.

Дальше приводим выдержку из постановления суда.

«Суд полагает, что доводы об отсутствии в материалах дела какого-либо подтверждения неправомерных действий Евсеева опровергаются вышеизложенными доказательствами».

А доказательства – слова полицейских. И все. В итоге Сергея признали виновным в нарушении п. 1 статьи 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции...» и присудили штраф в 2 000 рублей.

Остальные задержанные 6 марта отправились по домам вечером того же дня, «отделавшись» предупреждением. Но это не просто «ата-та» и грозное помахивание пальчиком. Это «первый страйк». Дальше, если в течение полугода будут «рецидивы», наказание возрастает вплоть до заключения.

Приведем статью 212.1 УК РФ полностью.

«Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно, – наказывается штрафом в размере от 600 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок».

Статья применяется, если «нарушение установленного порядка» (по статье 20.2 КоАП) было более двух раз за полгода.

КСТАТИ

Задержания 6 марта не стали самыми массовыми в нашем городе. Год назад, в январе и феврале 2021-го, когда люди выходили в защиту Алексея Навального, только в Железнодорожный отдел полиции привезли более 50 человек.

Фото: mirtesen.ru 

Рязанское бюро «Новой»