«Я не сомневался, что в суде мы сможем добиться справедливости!» – заявил по окончании одного из недавних судов юрист Рязанского «Мемориала*» Петр Иванов. На том суде он отстаивал право сироты Виктора Белякова на получение отдельной благоустроенной квартиры вместо угла в фельдшерско-акушерском пункте, куда его прописала администрация Спасского района. Суд внимательно разобрался в деле и удовлетворил законные требования выпускника интерната. Сотни сирот уже получили жилье благодаря действиям юристов правозащитной организации. Сейчас помощь нужна самому «Мемориалу*», чтобы некоммерческая организация продолжала работать и отстаивать права сирот, инвалидов и семей с детьми, имеющих инвалидность.
Виктор Беляков вышел из здания суда, где отстоял право на получение жилья
Живите в медпункте!
История Виктора запомнится рязанцам двумя особенностями: тем, что власти Спасского района зарегистрировали его в медпункте в деревне Перкино, а призванные разобраться в законности такой прописки сотрудники прокуратуры в официальном документе заговорили о каких-то «волосатых членах». «...если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие волосатые члены», – в числе прочего, отметил младший советник юстиции, сотрудник прокуратуры Спасского района Михаил Зеленяк. Ведомство не нашло нарушений в действиях районной администрации: по мнению прокуратуры, прописка в медпункте – рядовое явление, в котором нет ничего необычного. Сирота же, его можно хоть в деревенский ФАП, хоть в котельную к Фредди Крюгеру прописать. Тем более что и областная прокуратура должным образом не отреагировала ни на действия районной администрации, ни на действия прокуратуры районной. Вроде бы нарушения в проведении проверки нашли, но… Более того, уже шел разговор о переводе нежилого помещения – старинного медпункта – в жилое.
Виктор долгое время пытался самостоятельно разобраться в вопросе выделения жилья сиротам – об этом своем праве он узнал, будучи взрослым человеком. Во время проживания в интернате сиротам никто не рассказал об этом праве, просветительская работа напрочь отсутствовала. Он обратился в одно ведомство, в другое и получил отказ, ведь у молодого человека есть прописка: Перкино, улица Речная, дом 32, квартира (!) № 1. Тот самый медпункт, в котором когда-то выделили угол его матери, работнице колхоза «Красный маяк». Стоит ли говорить, что ни приличного водопровода, ни санузла с ванной комнатой там отродясь не было? Но в постановке на учет нуждающихся в жилье Белякову все равно было отказано. Любопытно, что судьба молодого человека не заинтересовала ни одно государственное ведомство, его делом занялся только юрист «Мемориала*» Иванов. Спустя год после знакомства с подопечным юрист выиграл суд. Правда, праздновать рано: впереди еще битва за саму квартиру.
Настя и маргиналы
Пьяные родители, похожая на помойку квартира и голод – таким запомнила свое детство Настя Зеленина. Ее родителей лишили родительских прав, мать умерла. Она воспитывалась в детском доме, затем в приемной семье. Потом государство решило, что она в ответе за долги своего отца и стало списывать часть пенсии по потере кормильца с ее банковской карты. По мнению чиновников, лишенный детства и нормального дома ребенок, раз уж он вырос не маргинальным, обязан погасить долги пьющего папаши. Помимо этого, Насте не полагалось жилья от государства, ведь она была прописана в той самой квартире, состоянием которой за пятнадцать с лишним лет не поинтересовалась ни одна соцслужба.
Она обратилась к Петру Иванову. Дело было проигрышным, однако юрист понимал, что жить с отцом и его маргинальными компаниями девушке никак нельзя. Они попытались обязать отца через суд разменять квартиру, но суд в этом отказал. Затем он доказал невозможность проживания девушки вместе с лишенным родительских прав отцом – по сути, чужим человеком. И обратился в суд с тем, чтобы ее признали нуждающейся в жилье и поставили на очередь. Сейчас Настя уже получила квартиру и готовится в нее переехать. Еще у нее есть муж, с которым она дружила с детства, и двухлетняя дочка. Кажется, мама поселила бы ее в хрустальном дворце, лишь бы она никогда не узнала, каким может быть жестоким этот мир.
Анастасия Зеленина в новой квартире, полученной с помощью юриста Петра Иванова
Виктор, Настя, еще Елена и Татьяна, Сергеи и Иваны – всего больше 500 сирот получили социальное жилье благодаря юристам «Мемориала*». У них появилась возможность создать свои семьи – крепкие, надежные. И больше не вспоминать о своем детстве.
«Трешка» вместо «малосемейки»
Максим Каретников родился слабеньким, «раздышался» с трудом. Беременность протекала отлично, но во время родов в перинатальном центре «что-то пошло не так». Жизнь молодых родителей Юлии и Александра перевернулась: отныне она была посвящена глубоко больному ребенку с тяжелой формой ДЦП и эпилепсией. О том, чтобы взять ипотеку и переехать из малосемейки в просторное жилье, не стоило даже и мечтать. А оно было очень нужно, потому что в 30-метровке невозможно было разместить домашнюю и прогулочную коляски сына, другие приспособления для его реабилитации. Юлия попыталась встать в очередь на получение жилья, но у нее ничего не получилось. Она обратилась к юристу Иванову. Совместными усилиями они добились выделения квартиры, но… только «однушки» для ребенка. То ли вся семья должна была переселиться в аналогичное предыдущему жилье, то ли Максиму нужно было поселиться одному вместе со своими креслами-колясками и вертикализаторами, сейчас уже не узнать.
Юля и Максим Каретниковы в новой квартире
Иванов снова подготовил заявление в суд и доказал, что ребенок имеет право проживать с обоими родителями на жилплощади, способной вместить всех троих. В итоге Каретниковы получили трехкомнатную квартиру в доме, полностью оборудованном для маломобильных людей.
SOS для беспокойных сердец
Обратившиеся за помощью в Рязанский «Мемориал*» получают ее бесплатно. Юридические консультации, сопровождение в судах не стоят ни копейки для семей, в которых растет маломобильный ребенок, или сирот. При этом от них самих можно услышать: «До этого я обращалась к другим юристам, мне назначили плату в 200 тысяч рублей и победу в суде не обещали». Но сотрудникам надо на что-то жить, закупать канцтовары, оплачивать услуги ЖКХ офиса. Какое-то время назад «мемориальцы» сами изыскивали финансирование, но такой возможности больше нет. Об этом «Новой» коротко рассказал юрист Петр Иванов.
– Работа юридической приемной – большой труд, который не может быть бесплатным. Долгие годы мы сами искали деньги, чтобы приемная работала. Это занимало много времени и сил: вместо того чтобы помогать людям, приходилось искать средства, а потом писать отчеты. Это большая работа, и мы и дальше ее вели бы, но сейчас поддержка работы правозащитных организаций стала невозможной. Фонд президентских грантов уже давно не рассматривает ни наши заявки, ни заявки других серьезных, правозащитных организаций. Поэтому остается надеяться на помощь наших неравнодушных граждан. Если они нам не помогут, то через год-другой мы просто закроемся, не сможем существовать. Важно, чтобы люди понимали: пожертвованные нам деньги – это не прибыль юристов и других сотрудников офиса, это и есть прямая помощь сиротам, людям с инвалидностью, всем тем, кому мы помогаем. И об эффективности пожертвований: можно перечислить деньги на лекарства для ребенка, а можно перечислить деньги организации, которая через суд добьется выделения этих лекарств от государства одному, трем, пяти, десяти детям. Что эффективней – собрать один раз на лекарства или поддержать юристов, которые добьются выделения лекарств в течение многих лет? Ответ очевиден.
Информацию о возможностях поддержки «Мемориала*» можно найти в группе «ВКонтакте» «Рязанское правозащитное общество Мемориал*» или на официальном сайте организации.
*Внесен в реестр организаций, выполняющих функции иноагента