Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 10 апреля 2014 г.
Стихийный театр
Деньги президента в Рязани потратили на драматургов и подростков


Фото Андрея ПАВЛУШИНА
 
«Какими должны быть пьесы для подростков?» – этим вопросом снова задались в Рязанском театре для детей и молодежи. Возраст зрителей ТЮЗов традиционно считают с 11 до 16 лет, и, казалось бы, литературы здесь предостаточно. Но вот беда, среди драматургов нет Питеров Пенов. К тому времени, когда они отточат свое профессиональное перо, от вечно юной Нетландии их отделяет добрый десяток лет. Объединить драматургов и подростков во времени и пространстве решил Театр на Соборной. В рамках гранта президента РФ здесь действовала 10-дневная творческая лаборатория «Молодые драматурги – юным зрителям», завершившая работу 7 апреля.
 
Формат лаборатории позволил провести уникальный эксперимент, практически невозможный в обычном театральном процессе. По меткому выражению худрука Театра на Соборной Марины Есениной, встретились «четыре стихии»: зрители, драматурги, режиссеры и актеры. Причем встретились не просто для сухого статистического изучения зрительского интереса, а для совместной работы.
 
Стартовала лаборатория на выезде, на турбазе «Мещера», где рязанские школьники общались с приглашенными авторами и режиссерами, обсуждали и редактировали материал и сами пробовали участвовать в эскизных постановках. Продолжилась работа на базе Театра на Соборной, где финальной точкой стали показы и читки пьес, занявшие два последних дня.
 
Четыре произведения, выбранные для дискуссии, охватили все востребованные подростками жанры: фэнтази, мелодрама, трагедия, детектив. Но, как отметили театральные критики Алексей Гончаренко (Москва) и Яна Постовалова (Санкт-Петербург), при всех различиях в каждой работе чувствовался необыкновенный человеческий посыл, который живо принимался зрителями.
 
И первый показ подтвердил это в полной мере: смех в зале буквально не умолкал! Такого количества трюков, находок и гэгов, которыми наполнил пьесу «Царевна Верба» режиссер Антон Оконешников (Санкт-Петербург), хватило бы на несколько спектаклей. И это работало на главную идею: в волшебной сказке Анны Батуриной все мечтают о чуде, и не в последнюю очередь сама драматург.
 
Во время лаборатории Анна не расставалась со своей маленькой дочкой. И, наверное, она с удовольствием через несколько лет расскажет ей о Царевне Весне, о коварной Тете Рупе, замыслившей обменять Царевну на торгово-развлекательный Дворец Чудес, и жестоком Господине Терруме, решившем вырвать юное сердце и обрести молодость и красоту. Но даже такие страсти не испугают кроху-слушательницу: в этой сказке, где сталкивают мир волшебства и мир потребления, конечно же, побеждает любовь (правда, не без помощи волшебного кекса).
 
Действие пьесы «Танцы плюс» Олжаса Жанайдарова происходит в танцклассе. Режиссер Светлана Медведева (Москва) усаживает с чашкой чая смотрительницу зала, читающую ремарки, вытаскивает на сцену три мата, на которых рассаживаются герои, – и в замкнутом пространстве возникают четыре планеты, каждая со своей драмой. Танцзал, группа ребят, тренер, танцы… плюс все проблемы подросткового мира! Пока идет занятие, драматург успевает сказать обо всем: давление родителей и мучительные комплексы («Я не толстая, у меня просто кость широкая!» – не устает повторять одна из героинь знакомую всем фразу), поиск человеческого тепла и уход в социальные сети, подростковая жестокость и равнодушие… Любопытно, что в читке наравне с артистами участвовала и рязанская школьница. Ее погружение в материал и живая реакция зала подтвердили, что как бы типичны ни были эти проблемы, они всегда останутся узнаваемы.
 
Следующая работа «Птица в кармане» оказалась настоящим испытанием и для актеров, и для зрителей. Пьеса-монолог, идущая от лица молоденькой девушки, стала собранием человеческих трагедий. История женщины-ветеринара, попавшей в Таджикистан во время войны и погибшей там вместе со своими питомцами. Судьба красавца Федьки, вернувшегося с Афгана безногим калекой. Трагедия юродивой тетки Мухи, беззаветно его любившей... Надрыв, с которым существовали артисты, стократ увеличивал градус напряжения в зале. Этот показ стал тем редким случаем, когда так трудно абстрагироваться от происходящего на сцене и относиться к происходящему как к спектаклю. Ведь создатели «Птицы в кармане», сами пережившие войну: драматург Жанар Кусаинова и режиссер из Грозного Рустам Шахгиреев – говорили не языком театра, а собственной болью и воспоминаниями.
 
Завершала лабораторию «Своя земля» Александра Архипова, ставшая убедительным доказательством, что пьеса для подростков – это вовсе не обязательно пьеса про подростков. Текст Архипова – это захватывающая история, где есть крепкая детективная линия, проблемы семейных, любовных и проч. отношений, море самоиронии драматурга и даже фантастическая перекличка миров. Даже в формате читки режиссер Султан Темишев (Грозный) сумел сохранить интригу, а азартная работа рязанских актеров заставляла увлеченно следить за развитием сюжета до финальной сцены.
 
Подводя итог 10-дневной работы, Марина Есенина подчеркнула, что у лаборатории была одна цель – создать атмосферу и творческие условия для общения и совместной работы. Драматурги получили драгоценный опыт общения с детьми – тем зрителем, для которого они собственно и пишут. Остается надеяться, что результаты не заставят себя долго ждать, и новые пьесы для подростков появятся в портфелях авторов, а новые спектакли – на рязанской сцене.
 
прямая речь
 
Олжас ЖАНАЙДАРОВ (Москва), драматург:

 
– Подростковая тема мне интересна в плане становления личности: как люди получаются такими, какими мы их видим в итоге. В пьесах я не хочу выступать морализатором, я сторонник воспитания, причем воспитания на примерах. Моя задача – максимально объективно показать, что происходит в жизни подростка. Ведь зачастую проблема заключается в том, что их никто не видит, не слышит и не понимает. В результате целое поколение рискует остаться непонятым. Хочется верить, что мои пьесы семейные, что взрослые могут открыть новое о своих детях, а подростки – узнать в героях самих себя, своих друзей.
 
Работая над пьесой, я стараюсь погрузиться в мир подростка, посмотреть на мир их взглядом. Драматург – это актер на бумаге. Он проживает жизнь каждого из своих героев. И поэтому так бесценен опыт, полученный на этой лаборатории. Мы были на выезде вместе с ребятами, жили бок о бок, работали вместе целыми днями. Мы читали пьесу, активно ее обсуждали, вместе что-то придумывали и ставили… Драматург очень редко имеет возможность так тесно работать с режиссером, актерами и зрителями, а потому это было незабываемо. Главная идея, которую я вынес из этого общения, – подростки гораздо разумнее, чем мы подчас о них думаем. Они глубоко рассуждают на серьезные темы: о жизни и смерти, об отношениях между детьми и взрослыми – и делают это несравнимо мудрее нас.
 
Вера НОВИКОВА