Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№22 от 10 июня 2021 г.
Взрыв в «красной зоне»
 Пожар в больнице Семашко: краткая хроника и большие вопросы

В ночь на 9 июня в отделении анестезиологии и реанимации рязанской больницы имени Семашко, где развернута одна из «красных зон» и спасают жизни больных коронавирусом, произошел пожар. Погибли три пациента, пострадали медсестры, бросившиеся тушить огонь: одна из них в тяжелом состоянии, у нее обожжено до 75% кожных покровов, ее отправили на лечение в Москву, в клинику имени Вишневского. 

19 машин и медсестры с огнетушителями

Видео, которые стали просачиваться в интернет в течение дня 9 июня, поражают: вот медсестра выбегает в горящем защитном костюме, вот взрыв, в окне палаты лопаются стекла, из здания валит дым… Пожарные настаивают, что огонь уничтожил оборудование и внутреннюю отделку палат на территории всего лишь 15 квадратных метров – это выяснили первые же прибывшие на место происшествия сотрудники МЧС. Внимательно изучая видео последствий, кажется, что выгоревшая площадь значительно больше. «Тушение пожара, – пояснила пресс-служба спасателей, – осложняло сильное задымление на первом этаже и конструктивные особенности здания...» 



Здание, в котором в полчетвертого ночи загорелись две палаты, – один из корпусов больничного комплекса, строившегося в начале XX века как новая (на тот момент) губернская больница. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, там расположился военный госпиталь, который даже лично посетил император Николай II. Но говорить, что реанимация располагалась в допотопном здании, нельзя: в 2018 году в нем провели такой капремонт, что чисто внешне он мало отличался от множества новых построек в центре Рязани. С началом коронавирусной эпидемии там открылась первая в городе «красная зона», а медики больницы Семашко оказались первопроходцами, кто проанализировал течение заболевания и нащупал новые способы ее лечения. 



– В отделении было все, что положено иметь в реанимационных отделениях, – заверил глава регионального медицинского ведомства Прилуцкий. – Медицинский персонал принял активное участие в ликвидации пожара и эвакуации пациентов. Их героизм заслуживает только уважения.

– Я уже попросил направить нам в минздрав России представления на награждение отличившихся, – подтвердил заместитель российского министра здравоохранения Гриднев.

Одни медсестры – девушки, которым не было и по 30 лет – взялись за огнетушители, другие начали выкатывать кровати с пациентами, третьи встречали пожарных. В результате пожара пострадали медсестры Елена Федорова и Злата Бурова, обе 1994 года рождения.


Елена Федорова

Огонь залили, более 30 пациентов и персонал перевели в соседний 3-й корпус, где также есть «красная зона». Именно там их и навестило восемь часов спустя, около полудня, московское и рязанское начальство.

– Ну и что, что у большинства нет ожогов, – говорят медики больницы, – практически у всех есть какие-то симптомы от воздействия дыма. Отравление продуктами горения хотя бы в легкой степени. 

«Дальнейшего распространения огня не допустили, – отчитывается региональное управление МЧС. – В 4:17 пожар был полностью ликвидирован. Слаженными действиями пожарных совместно с администрацией объекта эвакуировано 35 человек, 8 спасено и госпитализировано. К сожалению, три человека погибли. К ликвидации пожара и его последствий привлекалось 60 человек, 19 единиц техники». 

19 пожарных машин вокруг одного здания – такого в истории Рязани не было очень давно! И это буквально в первую же ночь после профессионального праздника – 199-й годовщины пожарной службы в Рязанской области.

Во всем виноват китайский аппарат?

Одна из женщин в белых халатах, выйдя подышать во двор, делилась с коллегой впечатлениями от начала дежурства:

– Телевидение ко мне пристало: расскажи, да расскажи. А я пришла утром на смену, вижу, что у нас в палатах окон нет и все стены черные. Спрашиваю: «Что же мне теперь всю эту черноту отмывать?» Отвечают: «Нет, подожди, пока следователи во всем разберутся». 



Следователи разбирались весь день. Утром корреспондент информагентства rzn.info заснял все еще лежащий на траве труп женщины (на фото).

Сотрудники следственного комитета приехали проверять, что могло стать причиной возгорания. Сгоревшая и несгоревшая техника их тоже интересовала. Например, они забрали функциональную кровать с электрическим приводом. 

Правда, все медики, с кем случайно удалось поговорить журналистам, рассказывают в один голос:

– Заискрила проводка. Короткое замыкание, огонь, а потом свет погас.

– Медсестра проводила процедуры и увидела, как все заискрило, затрещало и загорелось. И сразу дым повалил. Хорошо, что окно было на проветривании.

Естественно, вначале версия про то, что виноваты неисправные аппараты искусственной вентиляции легких, понравилась журналистам больше всего. Тем более что Андрей Прилуцкий твердил:

– Аппараты были новые, они были куплены в ноябре 2020 года.

В минпромторге РФ заявили, что в Рязань производились закупки китайской техники. Но медики не склонны к категоричности.

– Данных, что виноваты аппараты ИВЛ, пока у нас нет, – рассказал Олег Гриднев.  

– Росздравнадзор проверял реанимацию, и претензий не было, – напомнил его рязанский коллега.

Возможно, электрическая сеть отделения не выдержала объема подключенной мощности – ведь на всем протяжении развития коронавирусной инфекции региональный минздрав докупал и докупал аппаратуру. 

Кстати, как выяснилось после отъезда начальства, некоторые из участников тушения и эвакуации все-таки еще не ушли домой, сдав смену. Хотя они не получили травм, им потребовалась психологическая и даже медикаментозная помощь, чтобы успокоиться.



Причина пожара устанавливается. Расследование обстоятельств идет. А рязанцы, впечатленные тремя смертями и борьбой за жизнь обожженных, пытаются понять, что же такого они могут сделать, чтобы помочь медикам избежать таких трагедий в будущем? Ведь не может же какой-то человек с улицы следить за завхозами больниц, чтобы они не включали в сеть больше приборов, чем положено. Возможно, стоит потребовать от чиновников, чтобы все больницы в Рязани были только новые. И их оснащения по последнему слову техники – как, например, БСМП.

Бастрыкин затребовал доклад о проведенных следственных действиях в Рязани

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин затребовал доклад о проведенных следственных действиях в рязанской ОКБ им. Семашко, сообщается на сайте ведомства. Ход расследования поставлен на контроль в центральном аппарате СК России.

В рамках расследования уголовного дела следователями в обязательном порядке будет проверена своевременность проведения эвакуационных мероприятий, а также соответствие уровня обеспечения противопожарной безопасности в учреждении установленным нормам. Следствием рассматриваются различные версии причин пожара. Однозначно говорить о причинах произошедшего можно будет после проведения ряда  экспертиз, которые будут уже назначены. 

Железнодорожным межрайонным следственным отделом Рязани следственного управления СК России по Рязанской области возбуждено уголовное дело по факту гибели 3 человек в результате пожара в ГБУ РО «Клиническая больница им. Н.А. Семашко» по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). 

Медперсонал действовал грамотно

Однозначно говорить о причинах произошедшего можно будет после проведения ряда экспертиз, которые уже назначены в ближайшее время. 

Персонал клинической больницы имени Семашко, по предварительной оценке, грамотно действовал при пожаре в реанимационном отделении, сообщили «Интерфаксу» в ГУ МЧС по Рязанской области.

По словам собеседника агентства, в мае на базе этой больницы проводились занятия с персоналом, на которых отрабатывались навыки пользования первичными средствами пожаротушения и организация эвакуации больных в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Все аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в рязанской больнице, где произошло возгорание, обслуживались по контракту, заявил директор обслуживающей компании ОАО «Рязань Медтехника» Сергей Маликов, сообщает РЕН ТВ.
Алексей ДАРИКОВ