Об управленческом тупике, в котором оказалась Рязань
Чем отличается руководитель, и тем более руководитель муниципального ведомства от обычного человека? Высокой грамотностью, способностью широко мыслить, быстро принимать решения в нестандартных ситуациях, оперативно решать вопросы и грамотно строить работу. Причем чем выше уровень руководителя, тем эти качества должны быть весомее.
Голосуя на выборах, на собраниях трудовых коллективов, мы все еще верим нашим избранникам. Но когда сопоставляешь картинки наших будней с образом руководящих лиц, отвечающих за данные участки работы, наступает недоумение.
Ямочная стратегия
После серии видеосюжетов с разоблачительным душком Андрея Караулова о старинной Рязани, многие ее руководители, начиная с самых главных, должны были показать пример и уйти «по собственному», дабы не прессовать себя масштабным позором.
Понятно, что это требует не только мужества, поэтому... первоочередной мерой заявлен был ямочный ремонт. Итог: смотришь – тут выбоина не до конца заделана, там щель дорожного полотна не закрыта, ямка вон пропущена.
Но главное – деньги потрачены. Реализованы. Пущены на ветер как бы. Ибо мало-мальски разбирающийся в хозяйственных вопросах человек понимает, что сделанный добросовестно один капитальный ремонт «съест» денег меньше, чем серия косметических в одном и том же месте. Да и сам факт ямочного ремонта – не во дворах, а на центральных улицах города! – заставляет удивляться «стратегическим инициативам» дорожных чиновников.
Транспортные старания
Несколько месяцев назад в инстаграме был задан вопрос по поводу графиков выхода троллейбусов на линию. Ответ растрогал: «Благодарим за неравнодушие. Мы постараемся». «Старания» оценить пришлось лично (причем не один раз): два (!) часа на остановке в ожидании троллейбусов 9-го и 16-го маршрутов. С 19:00 до 21:00. Наряду с утренними часами «пик» этот промежуток времени требует вмешательства профессионалов, чтобы отрегулировать график работы общественного транспорта. Два часа прошли в компании двух пенсионеров, женщины, которая везла домой картину, и трех мамочек с малышами. Троллейбус – он как-то удобнее для пассажиров с детьми. А в социальном плане – удобен для пенсионеров. Да и с крупным грузом в нем просторно.
Зато с частным маршрутным транспортом в это время перебоев не было: летал переполненный. Логика проста: доходность! Люди возвращаются с работы, поэтому чье-то «умное» решение отправило троллейбусы в парк, давая зеленый свет частникам. Если бы еще доходы от их перевозок перепадали в городской бюджет на развитие муниципального транспорта!
Почему в Санкт-Петербурге и Липецке заметно преобладание муниципального транспорта над частным? Может, гражданские позиции разные у господ управленцев там и тут. Или понимание того, что роль частного сектора в общественном транспорте – дополняющая, – там более грамотное.
По следам доктора Менгеле
Сначала истории из жизни. Первая – о возрастном мужчине-гипертонике. В осеннюю волну COVID-19 вызвал врача на дом. «ОРВИ» – прощебетала врач. «А мазок?» – забеспокоился пациент. «Нет, у вас все хорошо». Несколько минут ходьбы до ближайшего медцентра, – и результат с положительной реакцией на руках. Снова вызов врача. «В легких чисто, КТ и снимок не нужны». Полчаса до ближайшего места КТ-диагностики, несколько тысяч рублей, благо есть, – и диагноз вирусной пневмонии в кармане. А если б не пошел сам или денег не было? Мужчина этот переболел очень тяжело. В госпитализации ему тоже отказали, хотя проживал он один. Страшно представить, что бы случилось, не сделай он сам себе исследования. К врачу еще один вопрос: она не читала исследования про сильные осложнения на сердечно-сосудистую систему, если так легкомысленно отнеслась к больному с гипертонией, заболевшему ковидом?
Еще история: женщина ушла из жизни от ковид-пневмонии, ее держали на домашнем лечении.
В больницы в «красные зоны» постоянно поступают пациенты с низкой сатурацией и на ИВЛ. Среди них много пожилых людей. Даже школьник знает, что преклонный возраст – фактор повышенного риска для заболевших, поэтому на ум приходит только нацистский доктор Йозеф Менгеле с опытами на выживание. Иначе чем еще объяснить, что престарелых ковидников, имеющих отягощенный анамнез, не спешат отправить в больницу?
По сути, людей калечат домашним лечением и, когда они становятся тяжелыми, везут в стационары, где врачи отчаянно борются за их жизни. Кому принадлежит эта «гениальная» идея до последнего не госпитализировать пожилых? Местному минздраву? Если так, то почему к нему нет претензий со стороны докторов поликлиник и стационаров?
Одни – выживают, другие – мониторят
Об обеспечении населения льготными лекарственными препаратами говорено много. Но мы любим бегать по кругу: на днях в рязанской поликлинике № 6 в очередной раз инвалидам было отказано в получении льготных препаратов. Но пообещали, что в сентябре дадут. Хохма минздрава!
Причина до боли знакомая: не пришли деньги. Заблудились на улицах города. Средства на препараты ежемесячно поступают из федерального бюджета и пенсионных отчислений самих инвалидов. «Где деньги, Зин?» – хочется пропеть под окнами министерства. Никто за это не отвечает? Где та злополучная «кубышка», в которую каждый месяц падают средства, но к людям ни в виде лекарств, ни в виде возврата денег не поступают по несколько месяцев? Это даже уже не стратегия работы, а определенные действия против сограждан.
Опять сюжет для Караулова, потому что в Рязани этот вопрос достиг уровня хорошего гнойника, и кто-то должен его содержимое выпустить наружу, ибо лет пять уже – об одном и том же, а воз и ныне… И никто места своего не потерял и тем паче – не покинул (это если вернуться к началу нашего разговора о порядочности руководителя и его персональной ответственности за тот бардак, который мы имеем).
На возмущение граждан, когда будет наведен порядок с обеспечением лекарствами, ответы приходят потрясающие: «Благодарим за беспокойство, МЫ МОНИТОРИМ данные о лекарствах». Еще одна хохма: одни пытаются выжить без лекарств, другие – мониторят. Почувствуйте разницу!
Прививка от некомпетентности
Еще в тему. В «красные зоны» стационаров люди съезжаются на диагностику всякие: ковидные и те, кому пока повезло не заболеть. Но главное слово «пока», потому что сидят они в ожидании вердикта в одном помещении. Возникают вопросы: почему в холле, где ожидают очереди на компьютерную томографию с подозрениями на ковид, нет рециркуляторов?
Почему стулья стоят так, что ты ощущаешь плечо собрата по несчастью, хватая от него заразу, если она в тебе еще не завелась?
Почему в кабинете КТ нет ни одноразовых пеленок, ни спреев-антисептиков для обработки места укладки пациента для проведения КТ?
Неужели и эти проблемы должен решать столичный журналист?
Отдельная история – дети и подростки, которым поголовно выставляется ОРВИ, а COVID-19 – только в том случае, если болеют родители. Ребята приходят в класс после ночной температуры, кашляют и говорят, что не чувствуют запахов. Мамы отправляют их учиться, а врач отказывает в мазке. Потом с пневмониями сваливаются педагоги. При этом образовательные организации трясут проверками по обеспечению безопасности в условиях распространения ковида. А их ли трясти надо? Может, тех, кто не диагностирует по безграмотности или по указанию не портит статистику, распространяя заразу?
Вины рядовых медработников здесь нет. Есть неверные стратегии построения работы тех, кто за это отвечает.
Что это – равнодушие к людям или банальная нехватка компетентности? Очень много говорят о пользе менеджеров в руководстве. Бывший советский директор, на аккаунт которого в Твиттере подписаны депутаты Госдумы, в свое время безо всякого менеджмента сфотографировал дорогу от микрорайона Северный, что в г. Сасово: как люди идут на работу по грунтовой дороге в дождь, в сапогах и по щиколотку в грязи. Положил фото на стол министра – и деньги на строительство асфальтовой дороги тут же были выделены, потому что думал тот директор о своих работниках! И без всякого менеджмента понимал экономические стороны вопроса в разных сферах жизни страны. Все просто: профессионал-практик.
Какие же выводы? Быть внимательнее к тем, кого мы выбираем. Голосовать надо обязательно. Но еще обязательнее – разбираться в личности предлагаемых кандидатов. Профессионалов хочется. Неравнодушных, умных, грамотных, болеющих за дело.
Автор - педагог-психолог Рязанского колледжа электроники
Елена ИВЧИНА