Пером и штангой он доказал, что для настоящего таланта не бывает преград
Таких людей, как член Совета ветеранов спорта, судья республиканской категории по тяжелой атлетике Александр Куликов, называют не иначе как подвижниками. Вся его жизнь оказалась связана со спортом, и до сих пор он принимает участие в соревнованиях по различным видам. В начале недели Александр Кузьмич отпраздновал 85-летие.
Послевоенное поколение мальчишек буквально выросло на стадионе. Не стал исключением и Александр, с малолетства игравший за детскую футбольную команду сталинградского «Трактора», где даже заслужил прозвище «Джеджелава» – в честь форварда тбилисского «Динамо». Зимой обязательно хоккей и скоростной бег на коньках. В школе занимался гимнастикой, делал «крест Азаряна», хорошо прыгал в высоту, быстро бегал. Потом неожиданно «заразился» баскетболом, играл на позиции разыгрывающего, постоянно избирался капитаном команды и первый свой разряд получил именно в этом виде спорта.
Поступив в авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС, нашел новое увлечение. Возникла необходимость в создании команды тяжелоатлетов, и выбор пал на Александра, ко всему прочему обладавшему еще и организаторскими способностями. Хотя до того он никогда штангу в руках не держал, да и был совсем не богатырского телосложения, но ему как гимнасту все давалось легко. Не заставил себя долго ждать и первый успех, когда Куликов выиграл чемпионат города Павлодара в легчайшем весе. По возвращении в Сталинград продолжил занятия под руководством чемпиона СССР Петра Петровича Примы, по итогам соревнований частенько поднимался на пьедестал почета. Поступил в механический институт, а параллельно еще и в школу тренеров.
Александр Куликов
По окончании вуза его направили по распределению в Рязань на завод Счетно-аналитических машин, где в то время функционировала лучшая секция штангистов, созданная тренером Анатолием Ермаковым. Ребята новому наставнику достались перспективные, но вдруг выяснилось, что негде проводить тренировочные занятия. Подходящего для этого помещения в наличии не оказалось, пришлось даже «тягать железо» в заводских цехах и подвалах.
Александр Кузьмич помост не покинул, потихоньку обновлял местные рекорды. Но на первом месте стояли уже организационные вопросы, один из главных – строительство спортзала на заводе. И когда Куликова (к тому времени он уже являлся специалистом по порошковой металлургии) избрали в члены завкома, стал отвечать за спорт и, в конце концов, добился его положительного решения. Столь ответственное дело не доверил никому: лично собирал документы, проекты и прочее. Тяжелая атлетика тогда не пользовалась большой популярностью, но вскоре появившийся на карте города новый комплекс стал базой для самбистов, настоящей кузницей мастеров.
Вскоре после переезда в Рязань олимпийского чемпиона Василия Алексеева распахнул двери еще один спорткомплекс – «Комета», где была организована школа легендарного атлета современности. Непосредственно под его началом Александр Кузьмич продолжил свою тренерскую деятельность. Впоследствии несколько его воспитанников выполнили норматив мастера спорта, а главная гордость – Дмитрий Косьмин стал чемпионом Центра России. Кроме того, Куликов занимался судейством соревнований в разных городах СССР, ему присвоена республиканская категория. В дальнейшем восемь лет вел группу здоровья, образованную при ЦСК, где моржевал вместе с таким же подвижником, как и сам, Александром Прокоповичем.
В преклонном возрасте у Александра Кузьмича прорезался поэтический талант: он выпустил уже девять авторских сборников, в печати еще один. Сейчас просто одержим идеей увековечить память рязанцев-«гороховцев» (ими командовал полковник Горохов), которые стояли насмерть, защищая Сталинградский тракторный завод.
Юрий МАТЫЦИН