Региональный Минтранс готовится погрузить область во мрак?
О некачественном освещении города Рязани и дорог области сказано уже немало. Однако попробуем разобраться, кто или что мешает нормализации ситуации, почему десятки миллионов бюджетных рублей превращаются в тусклые фонари на ржавых опорах.
Есть у нас в области министерство транспорта и автомобильных дорог, которым руководит и.о. министра Владимир Гуйда. И есть монтажная организация ООО «РОСЬ-Инжиниринг», директором которой является Марк Мороз, пользующаяся в министерстве особой любовью. Это ООО зарегистрировано в октябре 2015 года и, не имея опыта в данной сфере, к сегодняшнему дню фактически монополизировало рынок электромонтажных работ в сфере освещения автодорог в зоне ответственности Минтранса. Данное юридическое лицо выигрывает большинство открытых аукционов Минтранса практически без снижения начальной цены либо выступает в качестве субподрядчика. В качестве подрядчика ООО «РОСЬ-Инжиниринг» уже получило от Минтранса Рязанской области в рамках госзакупок более 138 миллионов рублей. Мороз также занимается и сбытом светильников, являясь представителем торговой компании и имея доступ к продукции, чье качество вызывает большие сомнения.
Перед строительством объектов освещения автодорог проводят в обязательном порядке проектирование технических параметров. И в этом проекте приводится светотехнический расчет, происходит подбор осветительного оборудования, которое способно обеспечить нормативную освещенность проезжей части на данном участке дороги. Выполнение работ в соответствии с этим проектом и является главной обязанностью подрядчика в рамках госконтракта. Любое изменение проекта должно быть согласовано, подтверждено светотехническим расчетом и соответствующим образом оформлено. Вроде бы, все просто: делай то, что указано в проекте, и получай за это деньги. В Рязани почему-то происходит не так.
Во всех проектах освещения на 2017 год в конкурсах Минтранса Рязанской области прописано качественное оборудование, полностью обеспечивающее нормативную освещенность, подтвержденную светотехническими расчетами и многолетним опытом эксплуатации на объектах разной категории сложности. Это магистральные светильники торговых марок LDM, LEDEL, Ферекс. Технические и ценовые характеристики именно этих светильников заложены в проекты и сметную документацию. Стоимость качественных светильников в пределах 17500–19600 рублей за единицу. И заметим: заказчик (Минтранс) расплачивается с подрядчиками исходя именно из этой сметной стоимости.
Марк Мороз, имея доступ к другой продукции, не указанной в проекте, игнорируя требования проектной документации и законодательства, массово вводит в объекты освещения сомнительные (и уже «прекрасно» зарекомендовавшие себя на улицах Рязани) светильники OCR, закупая их по 9700 руб. за штуку. При этом заказчик, напомним, расплачивается с ним по 17500–19600 руб. за штуку. Неплохо так, получить двукратную прибыль только с одного светильника!
При приемке объектов в форме КС-2 (акт приемки работ) прописано конкретное оборудование, предусмотренное проектной документацией по сметной стоимости. Данная форма является основанием для перевода заказчиком денежных средств за выполненные работы. Однако акты подписываются представителями Минтранса, когда установлено совсем другое, более дешевое оборудование. Но этого никто «не замечает», бюджетные деньги спокойно уходят исполнителю. Значит, можно говорить о том, что происходит наглое и явное хищение бюджетных средств при выполнении работ, не соответствующих установленным требованиям.
Думается, функционирование подобной схемы хищения бюджетных средств при участии министерства транспорта невозможно без и.о. министра Гуйды, который также является и являлся ранее руководителем контрактной службы Минтранса и уж наверняка прекрасно осведомлен о происходящем. Таким образом, при участии Гуйды и его подчиненных Федоренко и Горлова сложилась система, в корне нарушающая основные принципы контрактной системы госзакупок – антикоррупционную направленность и открытость. И неудивительно, что данная группа сотрудников Минтранса часто отсекает от участия в торгах большинство подрядных организаций, способствует закупке светильников по низким ценам. Вероятно, не без выгоды для себя. И не только Морозу достаются подарки.
Как подтверждение распределения работ по предварительному сговору можно привести случай с освещением автодороги в р.п. Пронск. Там интересная история получилась. Итоги электронного аукциона были подведены 27 июня 2017 года. Работы должны были начаться, естественно, после подписания госконтракта. Но в местной прессе уже 8 июня была размещена публикация с рапортом о том, что работы уже идут полным ходом и ведутся некоей монтажной организацией ДОАО «Рязанская МК №25». А к моменту подписания контракта были смонтированы опоры освещения, это практически 90% объема работ. И, конечно же, на данном объекте также была произведена замена светильников на более дешевые, но оплаченные по сметной стоимости. Данная информация представлена на сайте госзакупок в форме КС-2. Здесь по сметной стоимости сдаются светильники с реальной ценой 9700 руб. Каким образом подрядчику удается устанавливать оборудование в два раза дешевле по сметной стоимости, не мотивируя заказчика? И каким образом многомиллионные контракты заранее распределяются между подрядчиками? Кстати, здесь снова фигурируют светильники OCR, распространяемые Морозом.
Данная схема повторяется практически на всех объектах, принятых Минтрансом или находящихся в работе. Деньги утекают из бюджета, не получают средства производители качественного оборудования. Пока граждане возмущаются некачественным освещением на улицах Рязани, подобная судьба, похоже, ждет и автодороги области. Что предпринимается, чтобы исправить ситуацию? Ни-че-го! Будет за это кто-то отвечать? Заставят ли недобросовестных подрядчиков менять за свой счет некачественное оборудование? Подождем, посмотрим. В конце концов, у нас в области новые врио губернатора и руководитель УФСБ. Может, что-то у них и получится.
Отдел спецпроектов