Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№30 от 10 августа 2017 г.
Почтенный возраст и никакого фотошопа
 «Мама Jazz» выиграл конкурс «Литературной газеты» и засветился на Первом

Год назад почти все рязанцы болели за Эллу Хрусталеву на телешоу «Голос». Этим летом самая известная певица города взялась продвигать на ЦТ уже не только себя, но и созданный ею тринадцать лет назад вокальный ансамбль «Мама Jazz» – на этот раз в шоу того же Первого канала «Победитель». И тоже не без успеха. Рязанским джазовым «мамам» хоть и не удалось дойти до финала, но заявили они о себе на всю страну. 

А попутно, раз уж все равно приходится в Москву кататься, решили поучаствовать в конкурсе «Романсиада без границ», проводимом под эгидой снова набирающей популярность «Литературной газеты», и завоевали там Гран-при. А Элла Хрусталева еще и выиграла «Романсиаду» в номинации «композитор». Странно, что местные СМИ охотно писали об участии рязанок в «первоканальном» шоу «Победитель», а реальную их победу в международном конкурсе романсов, похоже, даже не заметили. 

Сегодня Элла ХРУСТАЛЁВА рассказывает «Новой газете» о вокальном ансамбле «Мама Jazz» и делится планами своего коллектива на ближайшее будущее. 
 


– Женщины обычно тщательно скрывают свой возраст, а на недавнем шоу Первого канала «Победитель» участницы «Мамы Jazz» смело, прямо напоказ сообщили, что средний возраст коллектива – 54 года. Чем был продиктован такой неожиданный шаг? Ведь и сама ты выглядишь заметно моложе, и юную часть публики вполне могло оттолкнуть такое честное-пречестное признание.   

– Просто мы рассчитываем на умную публику, которая умеет слушать музыку и оценивать во время концерта не качество пластической хирургии, а энергию и нестандартность исполнителя. Вообще, в нынешнем мире не скроешься. Все знают всё обо всех – за исключением, может быть, гениев разведки. И смысл в том, чтобы быть по-настоящему красивым и привлекательным, независимо от возраста. Недавно, кстати, Джулия Робертс попросила рекламщиков косметической фирмы «Lancome» использовать поменьше фотошопа на ее снимках. А Первый канал запускает теперь программу «Старше всех» о том, как интересно и умно могут жить «те, кому за...», где возраст участников начинается с 55 лет. Так что мы вполне в тренде.

– Несмотря на довольно «почтенный» средний возраст участниц коллектива, дебютный альбом «Мамы Jazz» вышел только в прошлом году. Собираешь отклики на него? И скоро ли ожидается второй? 

– «Почтенный возраст» – все-таки слишком сильно сказано. Я бы отнесла эти слова, скорее, к замечательной Эдите Пьехе или к Иосифу Давыдовичу Кобзону. Мы еще дети по сравнению с ними – вот и альбом пока только один. Но отклики на него очень положительные, причем едины во мнении и простые зрители, и профессионалы. О новом диске, конечно, думаем, ведь материала у нас много – уже на четыре альбома. Остается только добраться до студии, выкроив время между уроками...

– В самом конце июля ансамбль «Мама Jazz» дебютировал на рязанском фестивале «Подбелка», где теперь появилась джазовая сцена. Поделишься впечатлениями? И вообще, нравятся ли уличные выступления? Там ведь публика обычно собирается не только пришедшая специально на тебя или «Маму Jazz», как бывает на «афишных» концертах, но и много тех, кто просто мимо шел. 

– Знаешь, для музыканта это особый азарт – удержать зрителя, чтобы тот, кто мимо шел, не прошел, а остановился. Поэтому уличные фестивали, наверное, самые честные, если говорить о спонтанной зрительской реакции. Мы любим такие выступления, и внимание публики точно удерживаем – проверено неоднократно за тринадцать лет нашего существования. «Подбелка» для нас – новая площадка с новой акустикой (кстати, очень качественной), новое воодушевление, новые впечатления и встречи. И, конечно, огромный экран, на котором транслировались все выступления, придавал шоу ощущение масштабности, а самому фестивалю – бонусов зрительского восхищения.

– Долгое время ансамбль «Мама Jazz» был квартетом, потом к нему добавилась Ирина Новоселова, и привычный квартет органично превратился в квинтет. Можно ли ждать со временем других изменений состава? 

– Ирина приехала в Рязань из Екатеринбурга пять лет назад. Кроме ценного для нас консерваторского образования она обладает огромным исполнительским опытом: много лет была солисткой ансамбля «ЭВИА-66», который в свое время объездил с концертами Урал, Сибирь и Дальний Восток. Других изменений пока не предвидится, но жизнь иногда вносит коррективы в наши планы.

– В последнее время по рязанским клубам все чаще выступают коллективы, руководителями которых являются участницы «Мамы Jazz». Можешь хотя бы коротко рассказать о «внемамаджазовой» музыкальной деятельности участниц вашего квинтета? 

– Начнем с Ирины Новоселовой. Она руководитель нескольких успешных вокальных ансамблей. Один из них, «Камертон», – лауреат многочисленных престижных конкурсов, чудесные ребята, очень увлеченные музыкой. Елена Юркевич – успешный представитель известной сетевой компании, в этом ей помогает многолетний педагогический опыт. Людмила Харченко и Наталья Калинина преподают в гимназии №5. Наталья создала детский, юношеский и преподавательский ансамбли. Кроме того, она занимается всеми школьными праздниками. Людмила – педагог по английскому языку и руководитель школьного театра «Ростки». Ученики их обожают, добиваются под их руководством больших успехов. Людмила Павловна, кстати, Заслуженный учитель России, что является дополнительным поводом для нашей гордости. 

– «Мама Jazz», в основном, исполняет уже «проверенные временем» хиты, но вот стоило появиться в репертуаре песне местного барда Алексея Фошина «Затинка», как сразу же она стала одной из самых любимых публикой, едва ли не «визитной карточкой» вашего коллектива. Можно даже осмелиться сказать, что, если выбирать какую-то песню в качестве гимна Рязани – пожалуй, именно «Затинка» подходит для этого как нельзя лучше. А вот нет ли желания исполнять еще какие-то песни местных авторов? Здесь ведь и музыкальных, и песенных талантов хватает, причем самых разнообразных – от бардов до панков.  

– Лёша Фошин очень совпадает с нами по мироощущению. Ему свойственны лиризм, юмор и та удивительно мудрая пастернаковская простота, которая отличает людей, знающих истинную ценность жизни. Если что-то подобное мы встретим у других авторов, то, конечно, будем дружить. Хотя нам и легкое хулиганство не чуждо, может, переделаем и что-нибудь панковское на старости лет...

– «Мама Jazz» не только играет по клубам, но и любит время от времени устраивать большие сольные концерты. И почему-то всегда это происходит в рязанских театрах.  Собирали уже залы «кукол», Театра на Соборной и даже огромный зал драмтеатра. Куда теперь намерены податься? Театры-то кончились – только музыкальный остался, но там зальчик совсем небольшой. Может, в филармонию? На ее месте тоже ведь когда-то был театр. 

– Почему бы нет? Мы готовы. Кстати, наша давняя заветная мечта – устроить гастроли по Рязанской области – кажется, потихоньку начинает воплощаться в жизнь. 

– Насколько я понимаю, имеется в виду недавняя ваша поездка в Касимов. И как тебе рязанская глубинка, сильно ли отличается от более цивилизованных мест? Если там есть, для кого играть, намерен ли коллектив повторить этот опыт? В Рязанской области городом ведь считается не только Касимов…

– Рязанская провинция прекрасна, я счастлива возвращаться туда снова и снова. Мои «мамочки» со мной полностью согласны. У нас был опыт выступлений в Туме, Кораблино и Спасске, впечатления остались замечательные. А с Касимовом у меня особые отношения – это родина моей мамы. Каждый год я приезжают туда в гости к родным, но концерт – это другая история, поездка приобретает совсем иной смысл. А в этот раз нас ожидала еще и экскурсия в необыкновенный сельский храм, который построил брат моей мамы, архитектор и художник Александр Станиславович Кириллов. Кстати, его удивительные резные деревянные иконы будут экспонироваться в Касимовском краеведческом музее с 18 августа. 

– Предлагаю вернуться из рязанской глубинки обратно к свету телеэкранов. Есть ли планы, а главное желание снова оказаться на Первом или каком-либо другом из ведущих каналов страны? Будете предпринимать усилия именно в этом направлении? 

– Обещаем не останавливаться на достигнутом, это точно! А роман с телевидением... Мы девушки непоседливые, прямо со съемок мчались на международный конкурс «Романсиада без границ» – на всякий случай, чтобы не слишком расстраиваться, если телеприключение долго не продлится. Честно отпели там все три тура и завоевали Гран-при. Хотя интрига держалась до последнего – только на гала-концерте в Доме Ученых мы узнали, что победили. И абсолютно неожиданно для нас почетный член жюри, искусствовед Сергей Яковенко прямо на сцене попросил лично для него спеть «Лунную рапсодию» Оскара Строка. А мы-то планировали совсем другой романс! Надо отдать должное Лене Юркевич, солирующей в этой песне: она не дрогнула – уроки классического вокала, которым она занялась два года назад, очень пригодились ей в эту минуту. Вот такие «мамочки»! Уж чего-чего, а события себе создавать мы умеем. Музыка – бесконечно интересная субстанция, способная влиять на жизнь в большей степени, чем можно предположить. Так что ждем сюрпризов. И продолжаем репетировать. Потому что случай приходит к тому, кто к нему готов.
 
Анатолий ОБЫДЁНКИН