Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№36 от 10 сентября 2015 г.
Пером, мечом и металлом

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
 
На городище Старая Рязань впервые прошел исторический праздник


 
Резиновые сапоги, куртка, зонт и термос. Такой набор был приготовлен для поездки 5 сентября на первый историко-патриотический праздник «Старая Рязань». Синоптики и обложные дожди накануне навевали не самые радужные прогнозы. Однако уже на подъезде к Спасску морось рассеялась, небо просветлело, и через прогалины облаков ощутимо начинало жарить яркое солнце. В результате оставалось только мечтать о сандалиях, майке, черных очках и холодной минералке. Сама природа задала настроение: все должно быть на высшем уровне.


 
Босиком по траве
 
– Давай-давай! Быстрей! Выше! – подбадривали друг друга ребята на станции «Воспитание воина на Руси». Задача, действительно, сложная. На скорость пробежать между преградами в тяжелой кольчуге и шлеме, который так и норовит сползти на нос. Удержать на время настоящий меч на вытянутой руке. Зато потом с удовольствием размять затекшие руки в битве на мечах, правда, уже бутафорских.
 
Через несколько метров можно было поупражнять не только мышцы, но и мозг. Первая же остановка на станции «Творим книгу» предлагала поломать голову и расшифровать послание, адресованное царю Дарию, получившему от скифов птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Ну а дальше – полный мастер-класс древнего летописца: писало и восковая дощечка, натуральный папирус и телячья кожа, заготовки для собственной книжки и настоящее гусиное перо с чернилами, которыми можно было вывести каноническое «Руку приложил…».
 
Организаторы праздника – сотрудники Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника – продумали программу для всех. Школьные команды соревновались в исторической игре «Путешествие в Древнюю Рязань». Знатоки истории изучали стенды с археологическими находками. Любители хэнд-мейда выбирали сувениры в лавках мастеров. Обладатели фотокамер – примеряли старинные костюмы в фотоателье…
 
И, разумеется, все гуляли, бродили, любовались поймой Оки и, пользуясь щедрым теплом осеннего солнца, просто нежились на травке. Городище заблаговременно выкосили. И высохшая трава послужила на пользу событию не только дурманящим ароматом, но и вполне утилитарной целью: валки с сеном обозначали границы станций по всему городищу. Они же превратились в своеобразный амфитеатр перед сценой, который быстро облюбовала публика. 
 
– Эй, там, на сеновале! Как слышно? – прокачивала «зал» столичная группа «Калевала», завершавшая праздник мощным металлическим аккордом.
 
Но началось сценическое действо совсем другими нотами. Центральным событием дня стала премьера спектакля-тризны «Повесть о разорении Рязани Батыем» в постановке Скопинского молодежного театра «Предел». Само городище, где в 1237 году произошли описанные события, стало и декорацией, и главным местом действия. А главным героем оказался текст великого произведения Древней Руси.
 
Красное на белом
 
Текст эпический, тягучий, летописный. Историческая достоверность соседствует с апокрифическими моментами. Высокая трагедия – с героическим пафосом. Оплакивание бесчисленных смертей и разорение земли рязанской. Воспевание ратных подвигов и доблести русских воинов…
 
«Памятник рязанской литературы» – так называют Повесть литературоведы. И задача создателей спектакля, Владимира и Ирины Делей, оказалась не из легких: вдохнуть жизнь в застывший на бумаге «памятник», наполнить его яркими зрительными образами. Более того, символический театр, которым так славится «Предел», в этой постановке соединился с театром площадным (еще одна давняя страсть Владимира Деля, к которой он тяготеет еще со студенческих лет).
 
В итоге – масштабное действие, подчиненное чеканному ритму летописи. Каждое слово преподносится как драгоценность. И, подкрепляясь визуальным образом, обретает реальный вес. Падает золотой монетой в сокровищницу зрительских впечатлений.
 
Жестоко сверкает глазами безбожный царь Батый. Красной посмертной маской оборачивается лицо бесстрашного князя Федора Юрьевича. Безжизненно подкашиваются ноги благоверной княгини Евпраксии. Огнем полыхают руки Батыя!..
 
«Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего», – на этих словах на руке артиста (Михаил Сиворин) реально вспыхивает кожаная перчатка! Огонь, дым, видеоэффекты, лязг железа, грохот бочек, перекатывающихся по сцене… Ярость событий передается простыми, но эффектными средствами.
 
Но, пожалуй, самым ярким образом стал бессловесный герой в исполнении Ильи Деля, который приехал специально для этой постановки из Питера. Полубезумный, в белой окровавленной рубахе, красный с головы до пят, с пугающе яркими белками глаз, он появляется вместе с Батыем. И сопровождает его все действо, как Смерть, Рок, как нечто неотвратимое. Именно он подносит смертную чашу храбрым рязанским воинам.
 
И когда выпивается все до капли, он переворачивает чашу. И та оказывается колоколом, который подвешивается на засохшее дерево.
 
Дерево, лишенное соков. Черный скелет на фоне синего неба. Символ погибшего, сожженного города. И колокольчики, «выросшие» по всем веткам, в финале спектакля зазвучали, словно призывая всех собравшихся к общей поминальной молитве.
 
Потому и артисты «Предела» вопреки театральной традиции на этот раз не стали выходить на поклон и аплодисменты. Спектакль-тризна, спектакль-плач продолжился литией, которую отслужили по погибшим защитникам города. Разносясь по древнему городищу, слова молитвы и становились той нитью, которая соединяет поколения и эпохи в единую историю.
 
Вера НОВИКОВА
Металлообработка: все виды металлообработки.