Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№35 от 10 сентября 2020 г.
Морской символ Рязани
 Василий Мартишин гармонично соединял в себе любовь к флоту и преданность спорту

Морское братство нерушимо и своих не забывает. Еще раз убедиться в этом мы имели возможность в минувшую пятницу, когда в Музее истории молодежного движения прошел вечер, посвященный светлой памяти одного из пионеров гребли на байдарках и каноэ на Рязанщине Василия Егоровича МАРТИШИНА. Многие годы он посвятил работе в региональном комитете ветеранов военно-морского флота в качестве заместителя председателя.

Всего себя Василий Егорович отдал флоту, хотя его личный стаж исчислялся лишь срочной службой на Балтике. Но те счастливые годы перевернули его жизнь, и в дальнейшем без водной стихии он просто не представлял своего существования. Так дорожил причастностью к ВМФ, что облачался в форму моряка при каждом удобном случае. Мартишин ценил возможность оказаться в кругу соратников и не пытался скрывать свою истинную любовь. Его авторитет был настолько высок, что его, простого матроса, признали «за своего» старшие офицеры. Председатель регионального комитета ветеранов военно-морского флота, капитан 1 ранга в отставке Василий Николаевич Гришин, называл Мартишина не иначе как «морской маркой Рязани». Их связывала не только душевная дружба: два десятка лет они отработали в одной упряжке в комитете ветеранов. За это время успели сделать немало, а Василий Егорович стал настоящим летописцем этой общественной организации.


Свою миссию Василий Мартишин видел в воспитании подрастающего поколения

Каждый из присутствовавших имел свою историю знакомства с Василием Мартишиным, а в единое целое ее связала познавательная презентация «И это все о нем…», подготовленная его дочерью Ниной Васильевной, профессором РГУ, доктором педагогических наук. Она поведала собравшимся, сколь насыщенным оказался жизненный путь ее папы, ушедшего от нас в марте нынешнего года. Василий Егорович родом из села Шумашь, и для него было очень важно именно там обрести последнее пристанище, рядом с родителями и младшими братьями. 

Именно малая родина во многом определила стезю Мартишина, раз и навсегда влюбила в бескрайние окские просторы. Мечта поступить в мореходное училище оказалась неосуществленной, но служить довелось в системе противовоздушной обороны дважды краснознаменного Балтийского флота. После демобилизации Василий Егорович трудился в радиокомитете оператором, записывал передачи, в том числе и на спортивные темы. Именно там судьба свела его с будущей супругой (по состоянию здоровья на вечере она присутствовать не смогла), в мире и согласии они прожили без малого 55 лет. Уже в довольно зрелом возрасте Мартишин познакомился с греблей на байдарках и каноэ (целенаправленно ее начали развивать в начале 1960-х годов) и беззаветно служил этому виду спорта до последних дней жизни. 

Ему посчастливилось оказаться в числе первопроходцев, так в его жизни появились две страсти – флот и спорт. Историю гребли он начал писать как действующий спортсмен, каноист, а впоследствии стал ее беспристрастным биографом. Из-под его пера вышло несколько познавательных книг на эту тему, благодаря его пунктуальности удалось сохранить для потомков множество важных событий. Более полувека он входил в состав областной федерации гребли на байдарках и каноэ, был инициатором проведения соревнований памяти Героя Советского Союза Л.Л. Новоспасского, которым уже более сорока лет. За это время они успели дать путевку в жизнь многим поколениям гребцов, зародилась добрая традиция награждать самых юных участников мемориала. 

Василий Мартишин останется в нашей памяти человеком с активной жизненной позицией, подвижником и просветителем, переживавшим за судьбу своей Родины, ее будущее. Свою миссию он видел не только в пропаганде спорта, но и в воспитании подрастающего поколения. Уверенно «вписался» в общеобразовательное пространство города, был частым гостем в школах, Музей истории молодежного движения стал его вторым домом, где он проводил встречи, делился с молодежью своими духовными ценностями. 

Когда Василий Егорович уже неважно себя чувствовал, передал свои труды в надежные руки, ведь все должно остаться людям…
Юрий МАТЫЦИН