Оркестр Гленна Миллера выступил в Рязани
Праздником джаза оказался для рязанских меломанов День народного единства 4 ноября: с единственным концертом в Рязанской филармонии выступил Европейский оркестр Гленна Миллера под руководством пианиста Уилла Салдена.
Легендарного американского джазмена Гленна Миллера биографы называют выдающимся музыкальным бизнесменом: даже внешне он походил на банкира с Уолл-стрит. Его стремление к успеху помогло ему создать самый популярный в истории американского джаза оркестр. И даже больше! Уже прошло больше полувека с его таинственного исчезновения над Ла-Маншем в 1944 году, а имя Гленна Миллера по-прежнему собирает полные залы, и при этом двоится и даже троится. Оригинальный Glenn Miller Orchestra имеет два лицензионных двойника в определенных странах мира: Glenn Miller Orchestra UK под управлением Рэя Маквея и Glenn Miller Orchestra Europe под управлением Уилла Салдена. Последний коллектив и принимала 4 ноября рязанская сцена.
Концертную программу оркестр начал с «Серенады лунного света» – визитной карточки бэнда Гленна Миллера, – которая была с первых же тактов встречена аплодисментами! Классические шлягеры Миллера «Поезд на Чаттанугу», «Маленький коричневый кувшинчик», джазовые хиты 40–50-х годов, знаменитые песни из кинофильмов – настоящий фейерверк свинга в течение двухчасовой программы! Конферанс вел сам Уилл Салден на английском языке, ни мало при этом не смущаясь, с апломбом, словно находясь на сцене Куин-Элизабет-Холл. Впрочем, публика все понимала с полуслова: такие имена как Чарли Чаплин (песня которого прозвучала в концерте) или, скажем, Мэрилин Монро в переводе не нуждаются. «Лучшие друзья девушек – это бриллианты» – эту популярную песню американской кинозвезды и все другие вокальные номера концерта исполнила певица Эллен Блик, оказавшаяся в тот вечер в джазе единственной девушкой.
В кратком интервью после концерта руководитель коллектива Уилл Салден признался, что музыку Гленна Миллера услышал в десятилетнем возрасте и, конечно, не мог представить, что когда-нибудь будет исполнять ее. Позже, когда он организовал свой собственный бэнд, играли, разумеется, и музыку Миллера тоже. А в 1990 году коллектив официально получил право именоваться европейской версией легендарного бэнда. Состав оркестра повторяет оригинальный оркестр, а репертуар включает в себя более широкий диапазон. Исполняя знаменитые хиты Гленна Миллера, современный Glenn Miller Orchestra стремится сделать их как можно более схожими с оригиналом. Но, вполне естественно, у музыкантов появляются и свои идеи, поделился Уилл Салден. Поэтому всегда есть место для импровизации, в чем рязанские зрители могли убедиться, прослушав, например, 10-минутное соло барабанщика во втором отделении.
К слову, сам Гленн Миллер импровизацию не особо жаловал, тщательно репетируя аранжировки и оттачивая каждый такт. Таким же педантом он, по воспоминаниям, был и в жизни, требуя, например, чтобы цвет носков музыкантов совпадал с цветом платков в нагрудных карманах. При упоминании этого факта Уилл Салден отрицательно замахал руками, отметив, что настолько соответствовать оригиналу они не собираются. В его оркестре царит довольно свободная атмосфера, и это явно проявилось на концерте. Музыканты шутили, разыгрывали друг друга, ревниво соперничали за право исполнить соло рядом с певицей. Ярко и зажигательно они исполнили «Полюшко-поле», сделав реверанс в сторону русских слушателей. А «Поезд на Чаттанугу» и вовсе превратили в комическую сценку, в которой саксофонист сменил инструмент на чемодан и мохнатую шапку-ушанку.
Оркестранты пели, прыгали и танцевали, а в финале, спустившись в зал, устроили такое фееричное прощание, что зрители еще долго аплодировали стоя! Сияние меди, блеск начищенных концертных ботинок, белоснежные рубашки, красные галстуки-бабочки, оркестр прекрасных мужчин и целый вечер джаза – что еще нужно для праздника!?
Вера НОВИКОВА