Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№44 от 10 ноября 2011 г.
Полдень с Шубертом и Чайковским
Рязанский камерный оркестр открыл цикл концертов в художественном музее



Проведение музыкальных встреч в выставочных залах является давней традицией в музейной практике по всему миру. Богатый опыт в этой сфере накоплен и в Рязанском художественном музее. Сами его залы (с прекрасной акустикой!), являющиеся памятником архитектуры конца ХVIII – начала ХIХ в., придают объемное звучание классическим произведениям, погружают зрителей в особую, вневременную атмосферу. А когда музыка вступает во взаимодействие с живописными полотнами на стенах, то создается двойной по мощности и энергетике эффект воздействия!

6 ноября концерт Рязанского камерного оркестра «Музыкальный полдень» (цикл воскресных концертов, которые проходят раз в месяц и начинаются, как понятно из названия, в двенадцать часов дня) открылся сонатой «Арпеджионе» Шуберта и «Пеццо каприччиозо» Чайковского. Солистом в этих двух произведениях для виолончели с оркестром виртуозно выступил известный российский виолончелист Рустам Комачков, лауреат престижных музыкальных конкурсов. Также в концерте прозвучала «Серенада для струнного оркестра» Дворжака.

Концерт проходил в выставочном зале, где в настоящее время экспонируется ведущий мастер современного отечественного изобразительного искусства Татьяна Назаренко. Критики называют творчество Назаренко «метафизическим реализмом». Ее картины пронизаны ассоциативно-смысловыми связями, наполнены символами и реминисценциями. Энергетика ярких полотен художницы мистическим образом соединилась со звучавшей музыкой композиторов-романтиков, придав ей еще большее очарование.

Об особой ауре таких музыкально-живописных концертов мы говорили после концерта с художественным руководителем камерного оркестра, дирижером Сергеем ОСЕЛКОВЫМ:

– В музее царит очень необычная атмосфера. Играть здесь совершенно по-иному, нежели в филармонии. Это сказывается даже на реакции публики. Казалось бы, зритель один и тот же. Ничего подобного! Публика разная, в музее она, на первый взгляд, кажется весьма сдержанной. Но в этой сдержанности чувствуется настоящее понимание того, что происходит на сцене и что играют музыканты.

– Как родилась мысль проведения подобных концертов?

– Изначально идея музейных концертов возникла из желания разнообразить деятельность камерного оркестра. Мы привыкли к тому, что симфонический оркестр традиционно более востребован, выдает большие программы, «боевики», можно сказать. При этом камерный оркестр находится несколько в тени. Хотелось для начала расширить диапазон концертных площадок. И плюс, в зале художественного музея замечательная акустика! Руководство музея с энтузиазмом поддержало эту идею, тем более что музыкальные встречи здесь давно являются хорошей традицией. И камерный оркестр выступал здесь и раньше, но это не носило такой систематичный, продуманный характер. Помимо цикла «Музыкальный полдень» мы наметили и другие возможности сотрудничества. Оркестр планирует выступить в рамках акции «Ночь в музее». Я очень хотел играть именно ночью, но, к сожалению, музей закроют в двенадцать. Поэтому будет музыкальная полночь.

– Вы выступаете в зале, где постоянно меняются экспозиции...

– Что особенно приятно, у музыкантов хотя бы появляется возможность поближе их осмотреть. При нашей насыщенной жизни мы редко находим время, чтобы пойти в музей, отдать должное великому искусству. Повседневная работа диктует совершенно другие ритмы. У меня лично нет времени ходить в музей. Но с выставками художественного музея я знаком, потому что Ирина Николаевна Денисова (заместитель директора по науке. – В.Н.) всегда находит время показать что-то интересное.

– Какие перспективы есть у «Музыкального полдня»?


– Сейчас в филармонии идет много подвижек по закупке новых инструментов для оркестра. Если все и дальше будет двигаться такими темпами, то к осени следующего года у нас сильно обогатится инструментальный парк. Будет приобретено много ударных инструментов, фирменная арфа. И в следующем сезоне мы планируем сильно разнообразить репертуар. С появлением ударных и духовых значительно расширятся и возможности оркестра.

В декабре состоится концерт, сыграть который именно в этих залах, в этой атмосфере давно является моей мечтой. 22 декабря позвучит «Прощальная симфония» Гайдна. По-настоящему, так, как ее принято исполнять – в полной темноте. Будут гореть лишь свечи на нотных пультах музыкантов. В финале музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. В конце уйдет последний скрипач, погасит за собой огонек, и воцарится темнота...
Вера НОВИКОВА