Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№47 от 10 декабря 2020 г.
Год бродячей собаки
 Рязанские зоозащитники дали «астрологический прогноз» на 2021-й: улицы города могут заполнить стаи бездомных животных

«С начала 2021 года начнется настоящая беда... 600 собак, которые сейчас содержатся в приюте на Центролите, будут выброшены нашим государством на мороз. Я не понимаю, что там происходит, но у приюта не будет возможности их содержать. Есть время до 16 декабря (день утверждения бюджета города на 2021 год, – ред.), когда можно что-то изменить. Если будет принято решение, которое они сейчас планируют, то сотрудников разгонят, а приют придется закрыть. Почему так все спонтанно, почему в последний день года? Кому это выгодно? Люди, опомнитесь! Журналисты! Напишите об этом, срочно!», – пост с таким содержанием появился в начале декабря в многочисленной группе во «ВКонтакте». 

Корреспондент «Новой» попытался выяснить, будет ли исполняться закон об ответственном обращении с животными в Рязани в следующем году. 

«Мы искалечим животных»

В конце 2018 года был принят Федеральный закон № 498 об ответственном обращении с животными. Он направлен, в том числе, на гуманное уменьшение поголовья безнадзорных собак и кошек. Муниципальные или частные организации имеют право отлавливать, прививать, стерилизовать, но не вправе их уничтожать (за исключением случаев усыпления из-за неизлечимой, мучительной болезни). Стерилизованных животных можно выпускать обратно на улицу. Щенных собак, щенков, покалеченных и ослабленных животных, а также агрессивных собак, исходя из принципа гуманности нового законодательства, хорошо бы содержать в приютах – до передачи в ответственные руки или пожизненно. 



Приютов в Рязани нет, средств хотя бы на долговременное содержание щенков или покалеченных животных на 2021 год не выделено. Собственный источник «Новой» пояснил: в следующем году МБУ «Городская служба по контролю за безнадзорными животными» обязано будет отловить, стерилизовать, вакцинировать и клипировать (так называемая программа ОСВВ: отлов – стерилизация – вакцинация – выпуск) животное в течение 10 дней – на этот срок выделяются средства на содержание. Через неделю с небольшим животное выпустят на улицу. Исполнить программу ОСВВ в такой срок, не нарушив принципа гуманности, невозможно – так утверждают рязанские зоозащитники.

– Поступила с отлова собака – она в стрессе, не привыкла сидеть в вольере и боится людей. Ей нужно какое-то время для адаптации, только потом ее можно вакцинировать и стерилизовать. После операции ее нельзя сразу выпускать на улицу, потому что могут начаться нагноение, разойтись швы. То есть на исполнение программы ОСВВ нужно больше, хотя бы до 20 дней, – объяснил собеседник «Новой».  

Что делать с отловленными щенными собаками, щенками, покалеченными и больными животными, зоозащитники не понимают.

По пути деградации

Как было:

В 2016 году вместо муниципального учреждения «Лайка», которая уничтожала бродячих животных, по настоянию зоозащитников появилось Муниципальное бюджетное учреждение «Городская служба по контролю за безнадзорными животными». Отлавливали, прививали, стерилизовали, в естественную среду обитания выпускали лишь часть собак. В 2016 году были выделены средства на содержание нескольких десятков животных на полгода. Тогда закон об ответственном обращении с животными еще не был принят, Рязань опередила законодательство в этом хорошем деле на два года.

Как стало: 

С 2019 году муниципальная служба отлова начала получать средства только на подбор трупов животных с городских улиц. Средства на отлов (бензин, препараты) бродячих животных в Рязани МБУ зарабатывало самостоятельно, исполняя заказы на отлов собак в районах области. Нет заказов – нет средств на отлов – стаи плодятся в геометрической прогрессии. Рязанцы возмущаются и жалуются на МБУ мэру и губернатору. 

Средства на содержание собак, которых невозможно выпустить на улицу с передержки длительного содержания, что базируется на территории бывшего завода «Центролит», собирают всем миром. 

Как будет:

Сотрудники МБУ должны будут выпустить обратно на улицу по программе ОСВВ всех отловленных в Рязани собак, согласно статистике по отловам за последние годы – их более 1500. Для сравнения: за 4,5 года существования службы отлова в Рязанскую область выпущено всего 800 собак, но и это количество раздражало жителей региона.

Еще более 600 собак с передержки на Центролите могут оказаться на улицах города, поскольку она не имеет статус приюта. Содержание собак далеко от нормативов: вместо 100 собак там находится около 500 голов, и девать их некуда. Если надзорные органы «прикроют лавочку», собаки выйдут на улицы. Таким образом, мы заимеем две тысячи бродячих собак, которые на глазах наших детей будут попадать под машины, растаскивать помойки, драть друг друга и дворовых кошек, умирать от паразитарных заболеваний.

Рязанский предпенсионер, ФСБ и Путин

Пристанище для отловленных животных на Центролите существовало несколько лет. Там живут собаки со щенячьего возраста, калеки, ослабленные животные. Выросшие в неволе, они не смогут жить на улице – для них это верная гибель. Волонтерам и в голову не пришло бы выпускать в город этих животных, если бы в жизни МБУ, зоозащитников и всего города не появился предпенсионер Сергей Селиванов, сменивший до устройства в службу отлова более 20 мест работы. Больше года он живет тем, что пишет кляузы на Марину Селезневу, муниципальное учреждение, на несоответствие количества отловленных животных площади передержек на Яблочкова и Центролите во все инстанции, о существовании которых он знает. В «погоне за справедливостью» от задействовал все ведомства – от регионального ГИБДД до аппарата президента, о чем с удовольствием рассказывает на своем YouTube-канале. Вроде бы, пока Селиванов не ввязал в свою личную склоку только одного человека – Сергея Шойгу, но это неточно. 



Сергей Селиванов

Когда Селиванов работал в МБУ, его очень сильно «обидели»: вовремя не выдали спецодежду (на это в муниципальном предприятии в тот момент попросту не было средств) и не заплатили «за вредность» – этой доплаты сотрудникам службы отлова никогда и не полагалось. Теперь он сумел «натравить» на передержку на Центролите все ведомства, и она может закрыться. Последствия в таком случае будут аховыми. Покусанные же сограждане во всем обвинят зоозащитников, Селезневу, мэра Елену Сорокину и губернатора Николая Любимова. Сексот останется в стороне и, может быть, даже устроится на новую работу. Кому-то, кто не имеет привычки читать рязанскую «Новую», сильно «повезет». 


Марина Селезнева

Начинал Селиванов с малого: запустил в сеть видео, в котором показал заполненный собачьими трупами холодильник на основной передержке МБУ. Подгадал аккурат ко дню похорон мамы Марины. Затем начал писать жалобы. При этом работник не мог не знать, что на идеальное ведение «собаче-бродячего» хозяйства попросту не выделяется средств. 

Селиванов и «зоореалисты»

Жалоб на работу муниципального учреждения ему показалось мало, и он начал отслеживать передвижения семьи Селезневой во внерабочее время. Ему здорово повезло: во время пандемии сотрудник «застукал» семью на загородной прогулке. Да еще и без масок. Он начал терроризировать семью смс и в личной переписке, напомнив, что распоряжения президента нарушать нельзя. На это супруг Селезневой послал и сексота, и распоряжения в известном каждому русскому человеку направлении. Селиванов наябедничал об этом в ФСБ и лично Путину, закидав его письмами. В них он связал воедино поездку семьи за город, высказывание супруга Селезневой с волнениями в Хабаровске и падением рейтинга правящей партии.

Экс-сотрудник не скрывает, что преследует две цели: нагадить лично Селезневой, спихнув ее с работы, и повернуть закон вспять – снова начать отстрел бездомных собак (хотя впоследствии открестился от этого). В этом он солидарен с группами «зоореалистов» – так называют себя люди, уверенные в невозможности сокращения поголовья бездомных собак с помощью программы ОСВВ. Тех, кто верит в возможность гуманного уменьшения поголовья и исполняет закон, они называют «зоошизой».

Своих целей Селиванов вряд ли добьется. Пока только он сумел нагадить всем жителям города: вместо работы Селезневой приходится писать объяснительные, а все надзорные органы заняты разбором жалоб Селиванова. А могли бы разбирать реальные случаи нарушения закона.

Брать комментарии напрямую у Селезневой, как это было раньше, теперь запрещено. Сама мэрия комментировать происходящее не спешит. И только безработный предпенсионер развлекается тем, что грозится восстановиться в МБУ через суд. 

Хотели как лучше

Закон № 498-ФЗ был принят в 2018 году, многие его пункты вступили в силу с 2019-го. То есть у регионов был год на подготовку к исполнению закона: проработку местных законопроектов, калькуляцию, строительство приютов либо приведение в нормативное состояние существующих частных. Рязанская область готовилась два года: впервые об исполнении закона 2018-го у нас заговорили в августе 2020-го. Губернатор Николай Любимов на совещании в правительстве велел предусмотреть средства на строительство приютов или финансирование этой деятельности. Все СМИ растиражировали эту новость, но она оказалась далекой от реального положения дел.



Секрет всех этих несуразиц прост: согласно закону, муниципалитеты могут, но не обязаны создавать приюты. Вопрос с приютом в Рязани пока «подвис в воздухе». Либо он будет – просторный, с утепленными вольерами, качественным освещением и отоплением, такой, чтоб ни один Селиванов не подкопался, либо будут стаи истощенных голодных собак, подстерегающих нас и наших детей у мусорных контейнеров.
Екатерина ВУЛИХ