Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№09 от 11 марта 2021 г.
Свежие новости
Рязанский народный «папа»
 100-летие Евгения Попова артисты знаменитого хора отметят премьерой новой песни, найденной в рукописях мастера

В 2021 году исполняется сто лет со дня рождения легендарного руководителя Рязанского государственного академического русского народного хора, композитора, народного артиста РСФСР Евгения ПОПОВА. К юбилею мастера запланирован целый ряд крупных мероприятий. Кульминацией станет торжественный концерт, который пройдет 19 марта в концертном зале Рязанской филармонии.

С именем Евгения Попова связана одна из значимых страниц в истории Рязанского русского народного хора. Выпускник (с отличием!) Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, в 1950 году он возглавил коллектив, приняв бразды правления от первого художественного руководителя хора Ирины Ивановной Косилкиной (еще одна знаменательная дата сезона связана с именем Ирины Ивановны: в этом году исполняется 110 лет со дня ее рождения).


1960 год. На репетиции. За роялем Евгений Попов

Сохранение местной оригинальной манеры пения, запись и обработка рязанского фольклора, создание новых произведений – на исполнение этой творческой миссии Евгений Григорьевич был нацелен с первых дней работы. И безусловные достижения выдающегося коллектива доказывают, насколько целеустремлен он был в своей деятельности.


1980 год. Рязанский хор. В центре - Евгений Попов

Сегодня Рязанский русский народный хор – это единая команда, объединяющая более 80 человек: хоровые артисты, оркестр, балет, солисты-вокалисты. В его творческом резюме награды фестивалей самого высокого уровня, концерты, гастроли. И, самое главное, бесконечная любовь зрителей: от самого маленького села Рязанской области до Китая и Канады.

О том, как коллектив готовится встретить 100-летие маэстро, мы беседовали с нынешним художественным руководителем РГАРНХ, заслуженным работником культуры РФ Светланой СУХОВОЙ.



– Светлана Валентиновна, вековой юбилей – это серьезная дата. Но, как правило, чем больше времени проходит, тем больше люди превращаются в легенды. Благо, в хоре есть артисты, которые работали с Евгением Григорьевичем, знали его лично. Как его вспоминают в коллективе?
– С теплотой и большим уважением! Безусловно, он был оплотом музыкального просвещения. Артисты хора в то время были без образования: в коллектив набирались самородки. И большая заслуга Евгения Попова, прежде всего, в том, что он начал активно просвещать, обучать коллектив. До сих пор он почитается как педагог, популяризатор народно-песенного искусства. Евгений Григорьевич руководил хором почти 40 лет! Это огромный срок, и можно только представить, какого труда это стоило. Даже, когда в 1989 году он передал руководство Александру Козыреву, то все равно остался консультантом и не оставлял хор без внимания. У нас до сих пор его частенько называют просто «папа».

– Кто сейчас приходит в хор? Насколько это искусство привлекает современное поколение?
– На самом деле мы наблюдаем огромный интерес к народному хоровому искусству. Тем более в Рязани для этого созданы все условия: есть музыкальный колледж им. Г. и А. Пироговых, в котором действует отделение «Сольное и хоровое народное пение». Его выпускники традиционно показывают достаточно высокий уровень, многие продолжают образование в высших учебных заведениях. И, поскольку я веду также хор и в музыкальном колледже, то вижу, кто из учеников может потом «вписаться» в наш коллектив. Все-таки в нашей работе есть своя специфика. Когда приходят молодые артисты, кого-то принимают сразу, а кому-то требуется больше времени, чтобы показать себя. 

Хор – это большая «семья», в ней есть свои традиции, устои, которые постепенно перенимает новое поколение. Безусловно, сохраняется преемственность, связь с истоками, но на сцене должны появляться молодые лица. Когда в 2011 году я пришла в коллектив, был задан вектор на обновление состава. На сегодняшний день хоровая и балетная группы обновились почти на 70%, и это открывает новые направления развития.

– Обновляется хор, обновляются и программы. Какие изменения происходят в творческом плане?
– Мы стараемся пробовать новые художественные решения, направленные, прежде всего, на театрализацию, объединение песен в цельные тематические программы, привлечение литературной драматургии. Приятно, что всегда находятся единомышленники, помогающие реализовывать самые смелые планы.  Например, хор богат есенинским репертуаром, причем разных композиторов. Из этих произведений была создана программа «Родился я с песнями…» – совместная работа с Рязанским ТЮЗом, артисты которого: Дмитрий Мазепа и Владимир Баранов – играют и исполняют стихи Сергея Есенина, а режиссером-постановщиком выступила Марина Есенина. Под руководством заслуженного артиста России Андрея Торхова был создан спектакль-концерт «Песню свою отправляя в полет, помните!» Его основу составили песни и стихи военных лет в сопровождении документальной видеохроники. Последние годы коллектив охотно идет на эксперименты: роковая программа «We will folk you!», сценическая кантата «Притча»… Вообще, хор сейчас настолько профессионально вырос, что нам уже ничего не страшно!

– К юбилею Евгения Григорьевича приурочен целый ряд мероприятий, среди который анонсирован выпуск диска «Песнь о Рязани. К 100-летию Е. Попова». На какой стадии находится процесс?
– Диск уже собран, осталось отправить в Москву на мастеринг. Делая отбор, мы постарались представить основные грани творчества Евгения Григорьевича. В собрание вошли обработки рязанских песен, записанных в разные годы Е. Поповым и И. Косилкиной, сочинения, посвященные рязанскому краю, а также хоровые произведения на стихи С. Есенина. Конечно, на диске будет всеми любимая песня «Над окошком месяц». Как мне сказал однажды один зритель: «Если в концерте не прозвучала «Над окошком месяц», концерт не удался». Есть все-таки что-то особенное во взаимопроникновении стихов Есенина и музыки Попова, и это созвучие трогает душевные струны любого человека.

– К юбилею запланированы и полиграфические издания…
– Да, будет издан нотный сборник с сочинениями и обработками народных мелодий композитора. Этому событию я рада больше всего, потому что полноценного печатного издания песен Попова до сих пор не было. Их можно было встретить, например, в старых сборниках типа «Играй, гармонь!» И вот, наконец, впервые выходит серьезный песенный сборник. Будет выпущен большой буклет с архивными фотографиями. И, кстати, при работе над этим изданием произошла совершенно невероятная вещь: на одной из фотографий, принесенных Ульяной, внучкой Евгения Попова, я нашла своего отца! Он долгое время работал заместителем начальника управления культуры, так что Евгения Григорьевича хорошо знал. У нас даже была такая семейная история, когда я после окончания института думала, куда двигаться дальше. Были разные варианты остаться в Москве, но я хотела вернуться в Рязань, преподавать в музыкальном училище. Но папа неожиданно предложил попробоваться в хор на должность хормейстера. Мы пришли к Евгению Григорьевичу, он на меня посмотрел, вздохнул и покачал головой: «Нет, сожрут!»

– Да, интересно, что спустя годы вы все-таки оказываетесь в этом коллективе! Светлана Валентиновна, что особенного хор приготовил к праздничному концерту?
– Творчество Евгения Григорьевича – это неисчерпаемый колодец. Кажется, все уже известно и перепето, но вдруг находится что-то новое… Меня всегда трогала военная тема в его наследии. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, он поступал в Московскую консерваторию. И на фронт его забрали буквально с экзаменов. Он служил на Дальнем Востоке, участвовал в войне с Японией и вернулся в консерваторию уже после демобилизации в 1946 году. Так что эта тема для него была личной и особенно острой. И вот в архивах Евгения Григорьевича я натыкаюсь на рукопись «Песнь о солдатке». Сочинение необычное, для него нехарактерное, возможно, относящееся к ранним опытам. Стихи, скорее всего, принадлежат самодеятельной поэтессе, возможно, писал даже кто-то из хора. В записях была лишь пометка: «Слова Васильевой». Эту песню не вспомнил никто, так что наверняка ее вообще не исполняли. Но мы доработали, и получилась очень трогательная, лиричная композиция. Премьера состоится 19 марта на юбилейном концерте.

Фото предоставлены пресс-центром Рязанской филармонии