Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 11 апреля 2013 г.
Крысиная возня в церковной ограде
Кому может быть выгоден рейдерский захват храма на площади Новаторов в Рязани


Проект храма Сретения Господня
 
Преследование. Травля. Угнетение. Очень серьезные слова. Убийственно серьезные. Могут быть направлены как против целой группы физических лиц, так и в адрес одного конкретно взятого человека. Употребляются эти слова в быту, в органах правопорядка, в коммерции, в армии, в политике. А вот в церкви эти слова, скорее всего, можно услышать лишь на лекциях об истории гонений на первых христиан или на проповедях о борьбе с ересями. 
 
Есть распространенное мнение, что в церковной жизни все обстоит чинно и благородно, в церковном делопроизводстве – тишь да гладь и божья благодать; и слова Прощение, Понимание и Любовь в церковном обиходе – одни из наиболее употребляемых. Так должно быть, но… 
 
Завязка
 
Начиная с января, жизнь Сретенского прихода изменилась самым кардинальным образом, и, как считают большинство прихожан, не в лучшую сторону. По крайней мере, строительство новой кирпичной церкви на Московском остановлено.
 
В истории прихода есть несколько интересных фактов, на которые следует обратить внимание. 
 
Все началось в 1996 году, когда была зарегистрирована религиозная община. И лишь 29 декабря 2005 года депутаты Рязанского городского Совета поддержали инициативу строительства и вынесли решение о предоставлении земельного участка приходу храма. Времена, согласитесь, были совсем нелегкие. Площадь Новаторов, конечно, не в центре города располагается, но все-таки земля всегда была в цене, и вокруг любого участка в Рязани затевались интриги и склоки. 
 
Однако вода камень точит, спонтанная гражданская инициатива иногда и у нас может одолеть бюрократические препоны. Особенно, если к делу подключаются энергичные молодые люди – миряне и священнослужители. Иеромонах Платон (Воробьев) официально занялся вопросом строительства храма Сретения Господня с 2003 года. До того батюшка служил в соборе Бориса и Глеба, и вот тогда трое рязанских юношей принесли ему икону Сретения, найденную ими в земле. Факт примечательный. Если учесть, что сретение в переводе на русский – встреча. 
 
Совсем не удивительно, что иеромонах Платон (Воробьев) стал настоятелем, и совсем не удивительно, что прихожане сразу прониклись к нему уважением.
 
26 мая 2006 года впервые в городе Рязани были проведены публичные слушания, на которых обсуждались перспективы строительства православного храма. Весьма символично! Общественность, депутаты от Московского района единогласно высказались в поддержку церкви. Посильную помощь и всемерную поддержку религиозной общине оказала, например, Рязанская сельхозакадемия и, в частности, тогдашний ректор вуза Геннадий Туников.
 
Как рассказывает отец Платон, встречались, конечно, различные трудности и препятствия, но в сердце его жила надежда на помощь Божью. Отец Платон всегда говорил с предельной лаконичностью, четко и ясно: храм необходим!
 
Ранним утром 11 ноября 2006 года верующие собрались на площади Новаторов. После молебна перед началом благого дела началась работа по монтажу фундамента деревянного сруба, которая была завершена в течение дня. Через месяц храм был установлен. В короткие сроки проведено отопление, электричество, покрыта крыша, установлен купол и иконостас, открыты библиотека и видеотека. 
 
И вот в этой истории произошло нечто из ряда вон: в ночь со 2 на 3 декабря 2008 года в храме случился пожар. Злоумышленниками был совершен поджог алтарной части храма. Распространению пожара помешали оперативные действия дежурившего сторожа и проезжавшего мимо таксиста, которые одновременно обратились в пожарную службу. Во время пожара Господь явил Свою милость, сотворив чудо: икона Распятия с клеймами двунадесятых праздников, находившаяся в эпицентре огня, осталась невредимой, хотя частично сгорел жертвенник и выгорела стена, на которой икона располагалась. Не пострадали и другие особо чтимые святыни.
 
Как бы между прочим, хочу напомнить читателям, что на площади Новаторов уже на тот момент были построены торговые центры. Кому мог помешать деревянный храм, занимающий не такую уж и большую территорию? Вопрос этот до сих пор я лично для себя оставляю открытым. Следствие было недолгим, преступники были опознаны по съемкам с камер наблюдения, троих мужчин совсем скоро нашли и осудили. Но не настолько уж они должны были быть контужены, чтобы совершить этот акт вандализма ради вандализма? Не совсем всё так уж просто.
 
Развитие
 
15 февраля 2011 года, в престольный праздник храма Сретения, Павел, митрополит Рязанский и Михайловски й, совершил освящение колоколов. В летописи храма этот день занял особое место, ведь дом Божий  получил возможность молитвой в звуке созывать всех верующих на встречу с Всевышним. Число прихожан стало расти, а вместить всех деревянное здание было уже не в состоянии.
 
Вполне закономерно, что появилась идея о строительстве новой кирпичной церкви. Цокольный этаж был готов еще в конце 2011 г. И было принято решение, что там будет предел, освященный в честь святителя Феофана, затворника Вышинского – переводчика Священного писания и учений святых отцов. В рязанской митрополии, как узнал отец Платон, не было еще ни одного храма, ни одного предела, носящих имя этого подвижника. Частицу сохранившихся в Свято-Успенской Вышинской обители мощей святителя 21 января 2012 года привезли в Рязань. Иеромонах Платон (Воробьев) говорит о том, что святитель Феофан-затворник станет в будущем небесным покровителем Молодежного духовно-просветительского центра, который, вероятно, откроется после завершения строительства новой кирпичной церкви.
 
И вот в этом пункте возникла неожиданная запинка. Так устроен этот мир: в нем все взаимосвязано, случайности не предусмотрены. С точки зрения верующего человека, жизнь подчинена законам провидения, в которые вмешиваются происки злых сил. А иначе практически невозможно рационально объяснить тот факт, что строительство новой церкви на площади Новаторов застопорилось. И, если честно, по субъективным причинам.
 
Архитектурно-проектная мастерская «Проект-Профи» свою работу выполнила довольно быстро и старательно: подлинным украшением Рязани вполне может стать, при благоприятном исходе, храм в стиле нарышкинского барокко. Реальную помощь на безвозмездной основе оказывают как местные, так и столичные организации, среди которых особую признательность верующие высказывают в адрес фирм «Вилком», «Единство», «Мервинский» и «Сваи». И суммы впечатляют: во славу Божью, например, МУП «Водоканал» и «Электросеть» проложили коммуникации свыше чем на шесть с половиной миллионов рублей.
 
И, как утверждают прихожане, все это благодаря усилиям иеромонаха (а позже – игумена) Платона (Воробьева). Конечно, отечественные бизнесмены на благие дела не скупятся, но все же, согласитесь, меценатство у нас развито еще не в достаточной степени. Однако все готовы ждать расплаты по мере поступления денежных средств, хотя долги накопились немаленькие – 17 миллионов рублей.
 
На строящемся объекте уже в целом освоено около сорока пяти миллионов. А вкладываться предстоит еще по-крупному. 
 
Кульминация
 
На сайте храма Сретения Господня его настоятель иеромонах Платон (Воробьев) обратился к своей пастве с прямой просьбой о посильной помощи. Меня, например, это нисколько не покоробило. Уверен, что и подавляющее большинство прихожан восприняли подобную просьбу с должным пониманием. 
 
Но, если судить по некоторым высказываниям осведомленных источников, в управлении Рязанской епархии обращение игумена Платона (Воробьева) было встречено, грубо говоря, чуть ли не в штыки, а мягко выражаясь, с недопониманием! 
 
Митрополит Павел решил разобраться в происходящем с помощью доброхотов, которые, не имея никакого понятия о добропорядочности, взяв на вооружение откровенное доносительство, начали травлю настоятеля храма Сретения Господня и, преследуя какие-то свои цели, своим давлением сподвигли епархиальное управление к весьма жестким мерам.
 
Указом №34 от 15 января 2013 года митрополит Павел направил на Сретенский приход иерея Игоря Пигарева в качестве председателя приходского совета храма Сретения Господня. Чуть погодя, в указе №93 владыка Павел отметил, что «игуменом Платоном (Воробьевым) и членами церковного совета» вышеназванный священник «не был допущен к исполнению своих обязанностей».
 
И далее уже следуют обвинения, инкриминируемые непосредственно иеромонаху Платону (Воробьеву), который, оказывается (!?), нарушил:
 
1. Обет послушания, данный при монашеском постриге.
2. Клятву, данную при рукоположении в священный сан.
3. Устав Русской Православной Церкви – с перечнем соответствующей главы, пунктов и подпунктов.
 
Своим Указом №93 митрополит Павел приостановил с 13 февраля 2013 г. полномочия приходского совета, передал управление приходом иерею Игорю Пигареву, дело игумена Платона (Воробьева) направил в епархиальный суд, его же освободил и от обязанностей настоятеля храма Сретения Господня, перепоручив их иерею Сергию Ефремову.
 
Вот как вершится церковное делопроизводство! Без шуму и пыли. Тишь и гладь… Не будем сейчас распространяться по поводу того, кто там в тихом омуте водится…
 
Скажем только, что иерей Игорь Пигарев, в прошлом довольно известный в узких кругах рязанский коммерсант, с поразительной расторопностью взял в свои мозолистые натруженные руки бразды правления. Свидетели говорят, что вел он себя при этом не очень-то… Сцену эту легко себе вообразить, если представить какой-либо репортаж из программы «ЧП», честное слово.
 
Отцу Платону в лицо отцом Игорем было сказано:
 
– Вас надо судить и сажать!
 
В ответ на что отец Платон кротко заметил:
 
– Не ломайте хребет через колено!
 
Пока епархиальный суд да дело...
 
Епархиальный суд собирался по делу игумена Платона (Воробьева) уже несколько раз. В церковной жизни, как думают малоподготовленные люди, все вроде бы выглядит чинно и благородно. Но когда отец Платон вышел из зала, те, кто его видел, говорят, что на нем «лица не было и глаза дергались». Так должно быть? 
 
Вот как все выглядит сейчас: власть на приходе за отцом Игорем Пигаревым, приходской совет расформирован, да мало того, реорганизуется и религиозная община, под шумок переоформляется документация и происходит невообразимое для рядового прихожанина – ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ ХРАМА! 
 
Если уж рубить правду-матку с плеча, то скажу так: всякий приход – шибко доходное место, а мы, к сожалению, наблюдаем свару, ничуть не прибавляющую плюсов репутации Рязанской епархии.
 
Если кто-то видит какой-то криминал в том, что настоятель храма через официальный сайт (!) прихода  обратился к своим прихожанам с просьбой об оказании посильной помощи в благом деле, что ж, наши взгляды диаметрально противоположны. А если кому-то в истории с храмом Сретения Господня в глаза бросаются приметы банального рейдерского захвата, тогда наши мысли сходятся.
 
И еще должен заметить, что митрополитом Павлом за период его управления буквально выдавлены под самыми неблаговидными предлогами все те, кого воспитывал и обучал его предшественник митрополит Симон.
 
Михаил ФИЛЬЧАК