Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 11 апреля 2019 г.
Философия инфосферы
 Медиа-менеджер Антон Сумин – о свайпе, смерти папарацци и экологической нише для газет

Наш коллега Антон СУМИН недавно защитил в РГУ магистерскую диссертацию, которая посвящена влиянию социальных сетей на современное общество. На ее основе автор из Рязани приступил к созданию кандидатской научной работы.  Также сейчас готовится к печати книга для широкого круга читателей, где, пожалуй, впервые в практике российского издательского рынка подвергаются вдумчивому анализу многие острые вопросы – начиная от нейрохимической зависимости от лайков и заканчивая законом о фейковых новостях. Мы встретились с Антоном и пообщались о его исследованиях в этой области. 



– Почему именно социальные сети? Как ты пришел к этой теме?

– Дело в том, что мы живем в очень странную и удивительную эпоху.  Мир стремительно меняется. И основу этих глубинных изменений заложили современные технологии распространения информации. Речь идет о социальных сетях. Уже сегодня они оказывают решающее влияние на общественные процессы. Твиттер и фейсбук по своему воздействию на массовое сознание обогнали самые смелые пророчества Оруэлла, а инстаграмм, с одной стороны, раскрыл новые сферы человеческой занятости, а, с другой – прошелся катком по целому ряду профессий, например – по годами складывавшемуся институту фотографов-папарацци. 

Я пришел в журналистику почти 20 лет назад и застал классическую газетную школу, которая существовала десятилетиями, была преемственность, наставничество и так далее. И сейчас мы видим, как вся эта система кардинально трансформируется под напором цифровых сервисов.  

– Что конкретно изменилось?

– В эпоху классических СМИ информация распространялась вертикально. Любая новость проходила через систему редакторских фильтров. Это занимало время – между событием и его освещением проходила неделя. Общество привыкло воспринимать информацию именно по такой матрице. А потом все резко изменилось. По историческим меркам – моментально. Пришла горизонтальная модель – ее основу заложило массовое распространение смартфонов. А что такое гаджет? Это универсальный мультимедийный инструмент: фото- и видеокамера, GPS-навигатор, радио, телевизор и печатная машинка в одном флаконе. Человек со смартфоном является гибридной формой медиасапиенса – он не только потребитель, но и производитель информации. От события до распространения отделяет один клик. У детей и подростков вырабатывается рефлекс свайпа. Свайп – движение пальцем по экрану. Информационное поле сузилось до размеров дисплея смартфона. 90% всей новостной картины мира люди до 35 лет получают именно оттуда.  Это крайне важно. И в корне меняет базовые модели работы с аудиториями.

– Ты проводил какие-то исследования на эту тему?

– Был поставлен очень любопытный эксперимент.  Я взял в архиве подшивки газет за сто лет и провел анализ материала. В результате исследования оказалось, что визуальный формат подачи журналистских статей в прессе оставался фактически неизменным на протяжении целого века. Несмотря на разницу в стилистической подаче и разные публицистические приемы, невзирая на заметно отличающиеся творческие школы, и, наконец, на разницу самого языка, претерпевшего значительные преобразования в ходе известной послереволюционной реформы, визуальная подача газетного материала была абсолютно одинаковой – и при царях, и при Сталине, и даже во времена раннего Ельцина. Стандартная газетная полоса – это серый «кирпич» текста с вкраплением иллюстраций. Главный акцент делался на текст, а фото – вспомогательный «костыль».  Отсюда вытекала тенденция существования целых журналистских школ «длинного жанра» – например, фельетона. Сейчас этот ископаемый жанр фактически исчез в региональной журналистике. То есть, XX век – время императива буквы над картинкой. На кого был рассчитан такой формат? На читающих людей, прошедших советскую (а ранее – царскую) систему получения и усваивания информации –  школ, гимназий, лицеев. Главным источником информации там были книги и газеты, классные наставники учили получать, обрабатывать и анализировать информацию посредством, в первую очередь, именно анализа текста.

– А сейчас?

– Сейчас все поменялось. Все началось с изменений формата газетной полосы. В конце 90-х ее начали дробить на несколько блоков, каждый – с самостоятельной картинкой и заголовком. Уже тогда были заметны предпосылки к возникновению «клипового сознания». Потом в каждый дом пришел Интернет, а вслед за ним – мобильные гаджеты. Мир погрузился в социальные сети. В этой новой среде растут миллениалы. Вот здесь и надо говорить о феномене «клипового сознания» как об основном и определяющем факторе современного информационного общества.

– Миллениалы – те, кто родился в восьмидесятых. Они встретили новое тысячелетие в молодом возрасте и первыми оказались максимально вовлечены в цифровой мир.

– Да, но после них идет «Поколение Z» – родившиеся после 1995 года. Для них соцсети и мессенджеры вообще родная среда. Соответственно, у этих поколений (условно от 35 и младше) ярко выражено «клиповое мышление». С одной стороны есть плюсы. Например, умение быстро работать с потоками информации.  Они могут одновременно чатиться с несколькими людьми в Whatsаpp и Telegram, читать курсовую и ставить лайки в открытой ленте «ВКонтакта». С другой стороны – есть минусы. Такие, как физическая неспособность концентрироваться на длинных текстах. Сейчас любой текст без ярких картинок – сложный для восприятия для тех, кто младше 35. Да, из правила есть исключения. Но мы говорим о превосходящем большинстве. 

Сам термин clip в данном контексте – это отрывок, фрагмент чего-то (например, фильма или телешоу). При клиповом сознании человек воспринимает картину мира как вереницу малосвязанных между собой образов. Его мышление фрагментарно, обрывочно. В отличие от «человека читающего» «человек клиповый» мало приспособлен к вдумчивому чтению длинных текстов и их анализу. Носитель такого сознания легче подвержен манипуляциям.  В современном пиар-маркетинге часто делается акцент именно на эмоции, а не на разум.  Достаточно вспомнить рекламу айфонов. Пелевин в своем романе «iPhuck 10» писал, в том числе, и об этом. 

– К чему в итоге придем? 

– За последние десять лет Интернет сильно поменялся. И в будущем он изменится еще больше. Скорее всего, единой мировой сети – в том виде, в каком она была раньше, больше не будет. Уже сейчас Интернет очень разный для жителей разных стран. Для США – он один, для Европы – другой. Я уже не говорю про Китай. 

Более того, для каждого из нас Интернет – все больше индивидуальный. Это процесс диверсификации. Тот самый «цифровой пузырь». Умные устройства постоянно анализируют нас, наши поисковые запросы,геолокацию, маршруты, и формируют под каждого пользователя свою особую индивидуальную ленту. А индивидуальная лента новостей – это маленькая информационная вселенная. И у каждого она будет своя. 

Газеты останутся, но их аудитория сократится. Это будет такая узкая «экологическая ниша». Как есть сейчас эко-фермы здоровой еды, и маленькие фермерские магазинчики, которых не вытеснили крупные ритейлеры. Так и бумажные СМИ будут жить еще долго – для тех, кто убежден, что «интернет нельзя пощупать руками», для кого слово «новость» – это утренняя чашка кофе и запах свежей типографской краски. И такой сегмент читателей (возобновляемый за счет молодежных трендов) будет всегда. Как будут и те, у кого в доме много ноутов-планшетов, но кому в кайф взять в руки настоящую печатную книгу. 

– Откуда берется материал для таких исследований?

– Еще в 2013 году мы с единомышленниками создали клуб «Инфосфера» – площадку, которая объединяет блогеров и информационных активистов. В рамках этого сообщества проводится анализ крупных городских пабликов и сообществ в социальных сетях, там всегда много хорошего материала для наблюдения и исследования. Жизнь не стоит на месте, в информационном мире постоянно происходит много знаковых явлений – и их очень интересно изучать. 

Справка «Новой»

Антон СУМИН – главный редактор информационного агентства «Малая Родина», публицист, автор исследований по новым медийным технологиям. В разное время сотрудничал с региональными и федеральными СМИ. Активно занимается общественной деятельностью.
Галина САМОЛЕТОВА