Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 11 апреля 2019 г.
Доплыть до острова Спасения
 Как скопинский театр «Предел» почтил память великого педагога Януша Корчака 

«Не люблю капустники», – в этом режиссер Владимир Дель признается перед каждым театральным праздником. Поэтому встречают их в Скопинском молодежном театре «Предел» не шутками и хохмами, а в рабочем режиме. С таким настроением коллектив подошел и к Международному дню театра. К этой дате «Предел» приурочил серьезную премьеру – спектакль «Я кораблик клеила…», посвященный памяти великого педагога Януша Корчака и его воспитанников, погибших в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка. Постановка оказалась уникальной по сути: в нем заняты не только юные артисты, но и директора скопинских школ. И неповторимой по факту: единственное представление состоялось на сцене «Предела» 29 марта.



Биография известного польского педагога Януша Корчака ярка и трагична. Доктор по образованию он посвятил свою жизнь не только врачеванию детей, но и исцелению их душ. Всю свою энергию, талант и силы он устремлял на защиту детей от одиночества, боли и агрессии окружающего мира.

В 1910 году Корчак открывает в Варшаве «Дом сирот», построенный для еврейских детей. Детский дом радости – так его еще называли. Это не был приют в традиционном понимании. Скорее детская республика, где Януш применял новаторские педагогические методики. В «Доме сирот» работала необычная система детского самоуправления. Здесь жили по особым правилам, которые учили ребят любить и уважать себя, быть трудолюбивыми и с оптимизмом смотреть на жизнь. В Доме действовала своя почта, были учреждены свои праздники. Было и свое знамя – зеленое полотнище с золотистым клевером. Оно сопровождало детское братство в будни и праздники. Было оно с ними и в последние дни жизни…

Времена гитлеровского холокоста стали роковыми для педагога и его воспитанников. Сирот переводят в стены Варшавского гетто, где дети от голода и лишений оказываются на грани выживания. В августе 1942 года «Дом сирот» депортируют из города. Корчака до последнего уговаривали бежать. Трижды ему предлагали спастись. Но он не бросил своих детей. И трижды отказывался…

Так великого педагога вместе со ста девяносто двумя еврейскими детьми отправили в концлагерь Треблинку. 6 августа 1942 года Корчак и его сироты встретили свою смерть в газовой камере.



Факты биографии польского педагога, его дневниковые записи, «молитвы», возносимые в «Доме сирот», педагогические и литературные произведения Корчака – эти и другие материалы легли в основу необычного сценического действа, представленного театром «Предел». Соавторами постановки стали участники неформального объединения «СТД» («Союз театральных директоров»), с которым Владимир Дель работает уже десять лет: директора школы № 1 Валерия Васильевна Кураксина, школы № 2 Елена Анатольевна Иванова, школы № 3 Елена Викторовна Барабаш, школы № 4 Надежда Павловна Елисеева, Зареченской средней школы Татьяна Владимировна Хомякова, бывший директор, а ныне завуч школы № 5 Михаил Анатольевич Сивцов, наконец, заместитель начальника управления образования города Скопина Наталья Петровна Исаева.

Они стали именно соавторами постановки. В этом спектакле Дель остается верен своему режиссерскому кредо: не изображать, не прятаться за маской, а проживать, оставаться самим собой, рассказывать о себе. Поэтому каждый из скопинских педагогов оставил в тот вечер на сцене частицу своего сердца. Свою боль за новое поколение. Свои переживания за день грядущий.



В алых шарфах, величественные и строгие, директора возвышались над событиями как всевидящий хор в высокой трагедии. И тут же, отбросив важность, включались в общее действо, разыгрывали сказку и подавали реплики артистам «Предела».



Такими же соавторами стали и юные актеры. Глядя на их вдохновленные лица, даже трудно представить, что от описываемых событий нас отделяет меньше 80 лет. Сменилось всего лишь одно поколение. Можем ли мы быть уверенными в завтрашнем дне? Есть ли гарантии, что радость в детских глазах не потухнет? Наверное, поэтому так важно не забывать. И, обращаясь к урокам прошлого, искать в них нравственный идеал для настоящего.



Рефреном через всю постановку проходит песенка девочки Нати из «Дома сирот». После тяжелой болезни она не могла ходить, но зато хорошо рисовала и сочиняла.

Я кораблик клеила
Из цветной бумаги,
Из коры и клевера,
С клевером на флаге…

Стихи о страшной судьбе кораблика, который был растоптан, смят сапогами, звучат как пророчество для всех воспитанников Корчака. Такие же хрупкие конструкции из газет складывают юные артисты на сцене. И, глядя на них, вспоминаются слова другой песни:

Я шагнула на корабль, а кораблик
Оказался из газеты вчерашней.

Эти газеты дети разбрасывают, возвещая о грядущих мрачных событиях. Спасенья нет. Дух обреченности витает над всеми. Невинные души намотает на свои колеса безжалостная машина истребления. Колючая проволока, с самого начала спектакля отделяющая сцену и зрительный зал, словно возвещает о неизбежном. И эти же самые газеты в конечном итоге становятся смертным ложем, на которое бездыханно упадут дети.

Но великий смысл педагогики Корчака в том, что он учил своих питомцев не бояться смерти. Поэтому в финале спектакля невинно убиенные сироты обращаются в чистых ангелов, с улыбкой взирающих на зрителей с высоты сценического пространства. И весь зал верит, что кораблик девочки Нати обязательно доплывет до «острова Спасения». Вопреки всему.

…Много дней после спектакля я закрывала глаза и видела ярчайший образ, который Владимир Дель использовал, чтобы нарисовать ужасы холокоста. Неказистая тачка, которую вывозит ребенок, опрокидывает и вываливает на сцену груду стоптанной детской обуви. Туфли, босоножки, башмаки, тапочки, ботиночки… Потертые, заношенные, со сбитыми каблуками. И одинокие. Пустые. Потерявшие хозяев. В финале артисты «Предела» разуваются и присоединяют к этой куче и свои. Как символ сопереживания. Символ страшной истории, которой во взрослом мире может обернуться детская сказка про Золушку.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА

Скопин, Рязанская область
Вера НОВИКОВА