Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№12 от 11 апреля 2024 г.
О любви говоРим-Рим-Рим
Рязанский музыкальный театр приглашает на каникулы в Вечный город

 

Колизей, замок Святого Ангела, Испанская лестница, Уста Истины, фонтан Треви… Для того, чтобы пройтись легендарными римскими маршрутами, вовсе необязательно выдерживать квест с оформлением визы, поиском билетов и ожиданием в аэропортах. Ассоциативная память работает гораздо быстрее и результативней. Волшебное сочетание «Римские каникулы» перенесет на манящие берега Тибра мгновенно и без лишних усилий. Закрепить эффект с помощью музыки, танцев, вокала, света и цвета предлагает Рязанский музыкальный театр. Мюзикл с одноименным названием стал яркой весенней премьерой коллектива.


Сцена из спектакля. Фото: Андрей Павлушин

«Город пленительных красок, город загадочных масок, город немыслимых сказок»! – постановка начинается настоящим гимном Вечному городу.  Его дыхание – в каждой ноте, движении и букве. «Не идем, а парим-рим-рим! О любви говорим и горим!» Место действия – обозначено. Настроение – задано. Впрочем, даже если бы не было произнесено ни слова, все понималось так же однозначно. Радостная, бравурная увертюра (дирижер – Сергей Кисс) обещает зрителю веселые приключения и романтичную сказку.

История удивительной встречи принцессы Анны и корреспондента Джо Брэдли всем хорошо знакома по знаменитой киноленте Уильяма Уайлера. Сохранив общую сюжетную линию, авторы мюзикла: композитор Андрей Кротов и либреттистка Нонна Кротова – создают на ее основе оригинальное сочинение, даже пофантазировав на тему двух финалов. Постановочная группа рязанской версии: режиссер Анастасия Русанова, балетмейстер Софья Прилуцкая, художник Елена Селиванова – рисует свою итальянскую картину, делая акцент не на прямых визуальных цитатах, а максимально задействуя воображение зрителя.


Сцена из спектакля. Фото: Андрей Павлушин

Декорации лаконичны и предельно условны. Камерное пространство сцены музыкального театра словно раздвигается и наполняется воздухом. Двухъярусные конструкции рождают ассоциации с амфитеатром Колизея, а их решетчатые стены – с «золотой клеткой», из которой так мечтает вырваться принцесса. Хотя блеск золота здесь – опять-таки красивая метафора. Колористическое решение спектакля выдержано в аскетичных серых тонах.

Художник словно отталкивается от текста. «Дни похожи, как квадраты паркета одинакового серого цвета», – изливает боль своего сердца в одной из сцен принцесса Анна. Молодая пылкая девушка мечтает «строгие правила взять и забыть, в жизнь свою яркие краски впустить». Эти сочные живые краски появляются эффектными мазками в строгих стильных костюмах. Желтые перчатки, синие туфельки, розовые сумочки – будто нейросеть раскрашивает черно-белый фильм. И чем большую свободу обретает героиня, чем сильнее ее чувства, тем красочней становится визуальный ряд.

Обозначенный жанр постановки – мюзикл – предъявляет особые требования и к актерам, которые должны проявить все свои таланты: вокальные, танцевальные и драматические. Артисты музыкального театра по-новому воплощают уже знакомые образы, наполняя их индивидуальностью и характерными чертами. И, конечно, в центре внимания – трогательный, волнующий дуэт Алены Силивестровой (Анна) и Валерия Вахрамеева (Джо Брэдли). Видя, как развиваются их чувства, как преодолевают они внутренние страхи и сомнения, так хочется верить в счастливый финал.

По большому счету он таковым и оказывается. Счастье – в мелочах. В бокале шампанского, вкусном мороженом, новой прическе... И в римских каникулах, которые настигают вас посреди рязанской весны.


Сцена из спектакля. Фото: Андрей Павлушин

«Найти в себе внутреннего ребенка»

Пожалуй, нет такой девочки, которая бы в детстве не мечтала хоть на мгновенье превратиться в принцессу. Актрисе Рязанского музыкального театра Алене Силивестровой посчастливилось воплотить мечту в реальность. В мюзикле «Римские каникулы» она исполняет роль принцессы Анны, и об особенностях этой постановки мы поговорили с актрисой.

– Спектакль выпускался в сжатые сроки, но работа, тем не менее, складывалась легко и непринужденно. Сформировалась дружная, молодая и увлеченная постановочная группа. Режиссер Анастасия Русанова и балетмейстер Софья Прилуцкая просто заряжали своей творческой энергией, светом и удивительным жизнелюбием. Они во всем нас поддерживали, несмотря на сложности, которые возникали по ходу постановки, например, в танцевальных моментах.

У балетмейстера была четкая установка, что солист «сможет и сделает», и эта вера сильно помогала в работе. Поверьте, как бы стандартно это ни звучало, на практике это важно, и такие доверительные отношения складываются не всегда. Мы постоянно были на связи, обсуждали все вплоть до деталей костюмов. Так что постановка рождалась как общее детище, каждый участник вкладывал в нее свои мысли и идеи.

По сути, так же складывался и образ принцессы Анны. Изначально я представляла себе совсем другую историю. Хотелось «вылепить» настоящую принцессу по всем стереотипам. Но режиссер сразу расставила акценты: дело не в жестах или походке, искать суть надо во внутреннем мире. Поэтому, работая над образом, я исходила от себя, своих личных реакций и переживаний в заданных условиях. Безусловно, я пересмотрела кино «Римские каникулы», но у нас не было задачи пытаться повторить легендарный образ, созданный Одри Хепберн. Мою принцессу Анну режиссер рисовала так: «Алена – вы дитя, большой ребенок, вам позволено шкодничать и капризничать». И за вдохновением мне не пришлось далеко ходить: перед глазами всегда был образ моей дочери, которая тоже привередничает перед сном и устраивает всяческие проказы.

За помощь и поддержку хочется сказать спасибо всему коллективу, но отдельные слова благодарности – моему сценическому партнеру Валерию Вахрамееву. По моему ощущению, у нас в этом спектакле сложилось настоящее взаимопонимание.

– Какие черты главной героини вам близки?

– Анна – это молодая девушка с восторженной душой. Строгий уклад королевской жизни ей не по душе. Ей хочется радоваться, проявлять эмоции. Это не капризы, а порывы, которые идут от сердца. И эти моменты мне очень близки. Я знаю, где найти в себе этого внутреннего ребенка. Да, бывает, что непосредственность и открытость иногда мешают по жизни, зато на сцене – придают силы.

Помимо этого, мне импонирует романтичность, которая отличает образ моей героини. Она также есть и в моем характере. Иногда хочется обманываться и смотреть на мир через «розовые очки». Это помогает справляться с определенными жизненными ситуациями и не опускать руки. Как бы ни было тяжело, надо верить в добро, верить в людей.

И, конечно, нельзя не сказать про целеустремленность Анны, ее необыкновенное чувство долга перед народом и своей страной. Хоть я и не принцесса, но свои обязательства в этой жизни знаю и понимаю твердо.

– Жанр постановки определен как мюзикл. Какие сложности это придает работе артистов?

– Мюзикл отличается большим количеством танцевальных номеров. Зрителю может показаться, что танцы легкие, но в этой кажущейся простоте их главная сложность. Их надо исполнять свободно и непринужденно, но добиться раскованности движений можно лишь долгими тренировками. В танцах есть поддержки, пластические элементы, которые лично мне делать в спектаклях до этого не приходилось. Добавьте к этому еще 8-сантиметровые каблуки!

Были и определенные вокальные сложности. Мюзикл требует более открытого, эстрадного звука. У меня же классическое музыкальное образование, академический вокал. Поменять манеру исполнения – тоже задача непростая. И, конечно, мюзикл предполагает драматическую игру артистов, работу с характерами героев. Лично для меня эта постановка оказалась новым серьезным опытом.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вечно молодой Принц из Скопина


Наши страницы в соцсетях

Вера Новикова