Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№17 от 11 мая 2017 г.
Премудрости и лазейки «лошадиного» налога
 Как законным путем не платить автомобильных податей

Как всегда, начнем наш ликбез с отсылки на закон. Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Рязанской области установлены в ОЗ №76 от 22.11.2002г. Он распространяет свое действие на все города области.

За транспортные средства налог уплачивается независимо от того, эксплуатируются они или нет. За исключением случая, когда транспортные средства украдены (начиная с месяца, в котором транспортное средство было угнано). Болеешь ли ты, в тюрьме сидишь – плати. Так что часто болеющие пенсионеры – налог переплачивают. Единственным радикальным средством «бегства» от налога является, как ни странно, снятие автомобиля с регистрационного учета в ГИБДД. При этом вы остаетесь собственником. Вам никто не запрещает через годик-другой выкатить его из запыленного гаража и снова зарегистрировать, но, увы, с уплатой госпошлины за номера. 

Об экономической сути проблемы поговорим ниже, так сказать, оценим в рублях масштаб экономического ущерба от налога. А вот о льготах поведаем сразу. Начнем «со сладенького». 

Итак, три категории граждан вообще не платят «лошадиный» налог. Кто же они, и на каких «скакунов» эта сладость распространяется? 

Во-первых, пенсионеры по старости и пенсионеры Вооруженных Сил и правоохранительных органов РФ. Но льгота касается легковых автомобилей при мощности двигателя меньше 150 л.с. и мотоцикла при мощности двигателя меньше 45 л.с. Если есть и то и другое – можно заявляться на оба «скакуна». Но учтите, что льгота распространяется лишь на одну единицу из указанных ТС на выбор плательщика налогов. Так что, если вы владеете автопарком, сэкономить на пенсионерстве не получится. Аналогичная льгота распространена и на инвалидов всех категорий вне зависимости от возраста, поскольку они получают социальную пенсию. 

Во-вторых, это Герои СССР, Герои РФ и граждане, награжденные орденами Славы 3-х степеней, родители (супруги) погибших при исполнении служебных обязанностей Героев СССР, Героев РФ. Льгота заявляется на транспортное средство – на выбор, основываясь на письменном заявлении. Конечно же, выбирают самый мощный авто. Было бы из чего выбирать. Отмечаем, что ограничений по мощности двигателя нет. Ну а за руль вполне законно может сесть внук или сын героя. По доверенности. 

В-третьих, это граждане, которые имеют на иждивении трех и более детей в возрасте до 18 лет. Льгота распространяется на одну единицу из перечисленных категорий транспортных средств и касается легковых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, грузовых автомобилей и тракторов – без ограничения мощности двигателя. А вот на автобусы имеется ограничение – при мощности двигателя не более 200 л.с. Льгота применяется до конца года, в котором старший из детей достигнет совершеннолетия.



Самое время поговорить о цене вопроса – величине налога. Так вот, транспортный – самый справедливый из налогов. В нем уже учтены факторы обеспеченности и благосостояния налогоплательщика. Сама ставка прогрессивна – чем больше двигатель авто, тем дороже цена эксплуатации одной лошадиной силы. Так, для стандартной семейной легковушки российского производства «лошадиный» налог составляет для непенсионера 400–800 рублей. Много ли это? Сравните с суммами, оставляемыми вами на бензоколонках. Даже на одну заправку в дальнюю дорогу не хватит. Так что «нытье» об ужасном налоге как главном враге вашего бюджета – лишь миф, раздуваемый молодежью и жадными мажорами. 

Поскольку пенсионеры, заработавшие себе на «паркетник», вообще не платят налог, то налицо другая проблема, вытекающая из транспортного налога. Как много мы платим на дороге вообще?  Как оказалось, много. Каждый километр дороги только в бензиновом эквиваленте (читай – налоге) обходится нам от 10–15 рублей. Получается, что наезжая в год по 15 тыс. км, мы оставляем нефтяникам по 112 тыс. рублей – каждый! На фоне этой цифры любой транспортный налог, даже в 8 тыс. руб. покажется мизерным – всего-то 7%. К сожалению, это плюс 7% из нашего кармана, а не наоборот. Но это только начало счета. Оплата проезда по платным участкам дорог и путепроводов – чем не транспортный налог? Копеечка там крутится немалая, но, к сожалению, в частный карман.

А теперь, зададимся вопросом, а многие ли из отданных нами рубликов доходят до бюджета? Сомневаюсь. Очередных, вновь назначенных олигархов кормят. Как, впрочем, и вновь внедренный дорожный налог для большегрузов – «платоновский» сбор. Вы полагаете, что это хозяева грузовиков его платят? Нет, это мы, рядовые граждане, оплачиваем его опосредованно в цене доставленного этими грузовиками товара. Скоро в цене товара в супермаркетах доля производителя будет составлять не более 10%. Остальное – налоги и поборы.

Вопрос конкретный всем членам нашего заксобрания. Почему подобный «платоновский» сбор не ввести на бетоновозы и перегруженные самосвалы, убивающие наши городские дороги в хлам? Легковушки и маршрутные «Газели» за год свежеуложенный асфальт никак не могут повредить. Может, переложить на плечи нашей передовой строительной отрасли ремонт городских дорог? Вот реально, кто должен платить транспортный налог, так это строительные олигархи.

Далее о мажорах и их налогах. За каждую лошадиную силу владелец престижного авто выплачивает уже по 150 рублей, а не среднестатистические 25–45 руб. В результате получается 45 тыс. руб. У некоторых участников движения само авто столько стоит. Помимо повышенной ставки налога, у названных выше «счастливчиков жизни» имеется так называемая «надбавка за роскошь». Начисленный налог удваивается, если автомобиль стоит более 5 млн руб. и его возраст не более 10 лет. Менее дорогие авто, до 5 млн руб. имеют надбавку в 10% при возрасте два-три года, плюс 30% при возрасте один-два года и плюс 50% при возрасте менее года. Ну, а если автомобиль стоит более 15 млн руб. и его возраст не превышает 20 лет, стоимость налога утраивается. Так что владелец дорогущего «Кадиллака» вносит весьма внушительную ношу в бюджет – 70–80 тысяч рублей.

А для чего вообще транспортный налог задуман? Конечно же, для финансирования строительства и содержания дорог в качественном виде. Из экономической теории следует, что государство ОБЯЗАНО нас обеспечить безопасными транспортными артериями в обмен на наши налоги. Вообще на ВСЕ налоги, а не конкретно транспортный. 

А еще всегда, кроме советского периода, были и «робингуды» на дороге, желающие поживиться звонкой монетой из кармана проезжающего. Но средневековые разбойники существовали вне закона – их ждала виселица. Современные грабители на дорогах – или в форме ООО, или просто в форме. Всё строго по закону. И вновь вопрос законодателям: кто конкретно, назовите фамилию, инициировал появление закона о «Платоне» – ведь это ж чистой воды «робингудство»? Получатель средств не государство, а конкретное ООО. 

Вообще-то, рецепт пополнять бюджет за счет недисциплинированного водителя давно придуман и успешно реализуется и в Московской области, и в Рязанской – на Пронской трассе. Понаставьте видеокамер в каждом селе – пополнение местного бюджета гарантировано. Именно местного, поскольку штрафы направляются по месту совершения правонарушения. Вот вам и еще один дорожный налог, но только уже с бесшабашных водителей. Вот и резерв компенсации средств, если транспортный налог отменят вовсе. Как обещал премьер-министр.

Автор – к.э.н., эксперт-аудитор «Областной налоговой консультации»
 
Олег СКВОРЦОВ