Болельщики самой популярной футбольной команды страны ждали своего Дня Победы 5671 день
Как бы это ни банально звучало, но за прошедшие пятнадцать с половиной лет выросло целое поколение болельщиков, которые могли только мечтать о спартаковском чемпионстве. Его мысленно предвкушали, приближали, представляли, но живьем ощутить этот редкостный эмоциональный подъем как-то не удавалось.
Позолоченные сны
2001 год, когда Титов сотоварищи после победы над «Зенитом» ликовали по случаю шестой подряд и девятой по счету виктории в российском первенстве, не только молодым, но и матерым поклонникам красно-белых кажется уже какими-то незапамятным временем.
При Скале, Старкове, Федотове, Черчесове, Карпине, Якине надежда на новый триумф мимолетно вспыхивала и иногда дразнила своей близостью. Порой до золота оставался один кинжальный проход, один выверенный пас, один судьбоносный удар, один зевок недальновидных защитников. Но главный драгметалл в силу кучи субъективных обстоятельств и причин превращался в химический элемент совсем другого достоинства.
Спартаковским кормчим всякий раз не удавалось понять химию успеха. Даже талантливый везучий и напористый Олег Иванович Романцев растерял свой солидный багаж и помочь родной команде ничем не мог, выиграв в 2003 году последний для нее трофей – Кубок России.
Каррерный взлет
В разгар второго десятилетия нашего века у народной команды вроде было почти все для чемпионства: и толковые тренеры, и достойный подбор игроков, и собственный стадион (отдельное спасибо Леониду Федуну). Однако чемпионский пазл снова не складывался. Но вновь, несмотря на беститульную засуху, болельщики тонизировали себя мыслями о чуде и о новом Шмарове, который влупит со штрафного и заставит скакать и брататься всех, кто ждал и верил.
Но получалось далеко не сразу. Наверное, у руля команды нужен был человек, который смог бы помножить мастерство игроков и их впечатляющие зарплаты на волю и одержимость общей идеей в каждом матче. И такой человек нашелся. Массимо Каррере по прозвищу Ла Бандера удалось это менее чем за год.
За счет такого чудесного синтеза в конце восьмидесятых добывал свою первую победу в чемпионате союза молодой и неудержимый Романцев. У тогдашних «спартачей» была феноменальная жажда гола, против которой иногда пасовала даже киевская топ-модель комбинационной игры, выстроенная великим Валерием Лобановским.
Промес, прогресс и новый стресс
Мы ждали повторного покорения высоты почти 16 лет, точнее – 15 лет 6 месяцев и 11 дней. И она взята досрочно, пусть не без помощи соперников и несмотря на то, что ставший победным гол был забит напористым суринамцем Квинси Антоном Промесом с пенальти.
Можно сколько угодно говорить о слабости конкурентов, футбольном фарте и отсутствии дополнительной нагрузки в виде еврокубков. Победа добыта с серьезным запасом за три тура до финиша, что очень редко случалось даже во времена безраздельного владычества на российском футбольном Олимпе.
Это выстраданное и выкованное Каррерой и его парнями золото сплотило в едином ликовании и праздничном рвении людей разных возрастов, политических пристрастий, имущественного положения и взглядов на жизнь. В том числе и за эту, такую важную в наше эгоистичное время способность мы влюблены в футбол и благодарны ему.
И пусть актеры и режиссеры красно-белого кино помнят не только о контрактах и планах на отпуск, но и о миллионах преданных зрителей, которые готовы поддержать свою команду, даже если картина не изобилует эффектами и яркими трюками.
Денис ПУПКОВ