Тело главного федерального инспектора по Рязанской области обнаружили в подземном гараже элитного дома на улице Щедрина
19 августа в Рязани намечался знатный юбилей – свое 55-летие должен был отпраздновать один из высокопоставленных федеральных чиновников с рязанской пропиской. Для друзей – просто Петрович. Для начальства, подчиненных и малознакомых товарищей – главный федеральный инспектор по Рязанской области аппарата полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе Сергей Петрович Яковлев. Но торжеству не суждено состояться: в субботу, 6 июля, около 17:00 его не подающее признаков жизни тело было обнаружено в подземном гараже жилого дома № 15 корп. 1 на улице Щедрина.
Восьмиэтажка с колоннами и скатной крышей на улице Щедрина – первая жилая постройка премиум-класса, сданная еще в 2007 году «Северной компанией». О статусе элитной недвижимости говорит хотя бы тот факт, что здесь проживают оба ее совладельца ¬– Виталий Соловьев (Соловей) и Михаил Михайлов (Либерман), отец самого богатого депутата Рязоблдумы Станислава Подоля (АМК «Рязанский») – член Общественной палаты области, завкафедрой философии РГУ Рудольф Янович Подоль, двое воротил с Пятой базы – «альма-матер» их «поднявшегося» друга Соловьева... В элитном доме всего 37 квартир.
Неподвижно лежащего жильца охранники увидели на мониторе системы видеонаблюдения – рулонные ворота бокса оставались приподнятыми. Момент гибели высокопоставленного федерального чиновника сторожа проглядели. Известно, что смертельный выстрел был в сердце. Курок гладкоствольного самозарядного ружья МР-153, в народе называемого «муркой», скорее всего, был приведен в действие деревянным бруском. В тот же день следственное управление СК России по Рязанской области возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство). Однако сразу же его материалы засекретили и истребовали в Москву, в Главное следственное управление СКР. Доподлинно известно только то, что столичные сыщики сосредоточились на приоритетной версии – суицид. В пользу него свидетельствует и оставленная Яковлевым предсмертная записка, содержание которой органами следствия не разглашается.
В некоторых рязанских СМИ с подачи родственников появилась информация о том, что Сергей Яковлев в последнее время тяжело болел, но его знакомые к этой версии относятся скептически и утверждают, что это отвлекающий от истинной причины самоубийства маневр. Яковлев до последних дней жизни активно занимался спортом, а 2 июля в полном здравии присутствовал на заседании правительства Рязанской области. Да и не дело цветущему отцу троих детей, младшей из которых всего пять лет, стреляться, когда возможности платной медицины растут год от года, были бы деньги. А они у Яковлева были. Помимо элитной квартиры, дом в Новоселках Рыбновского района стоимостью в несколько миллионов (экс-глава района Зюба и Яковлев – кумовья), отдых только в пятизвездочных отелях (за несколько дней до гибели семья вернулась из Турции), прогулки на яхтах (см.фото), дорогая одежда – Сергей Петрович производил впечатление ухоженного, здорового, респектабельного мужчины.
Политическая версия
«Новая» неоднократно писала о нем в разные периоды его трудовой деятельности. В последнее время все чаще – в привязке к группе политического влияния, в которой, помимо него самого, – лишившийся поста зама губернатора (пока Яковлев был в Турции) экс-мэр Рязани Виталий Артемов, местный олигарх с интересами все в том же Рыбном Игорь Коськин, начальник управления внутренней политики администрации президента Андрей Ярин, де-факто начальник покойного.
Яковлев своим влиянием был обязан федеральному чиновнику Михаилу Бабичу – как и он сам, выпускнику Рязанского училища связи, только курсом младше, у которого будущий президентский инспектор был не то ротным, не то взводным. Бабич, будучи куратором штаба победившего в 2004 году на губернаторских выборах Георгия Шпака, приставил к последнему вице-губернатором своего молодого протеже Андрея Ярина, а с Артемовым Бабич и вовсе женат на сестрах, хотя и сторонится родственника. Зато теперь вполне понятно, как зарождалась эта группа, одной из целей которой, как мы писали, было поставить на пост вице-губернатора Рязанской области своего человека – Артемова, чтобы после истечения полномочий губернатора Николая Любимова осенью 2022 года с помощью влиятельных кураторов «двинуть Виталика в губернаторы».
Карьерная перспектива, конечно, бредовая (слово в назначении губернаторов всегда за Путиным), но в околополитических кругах поговаривают, будто «Артемов пару раз нырял в АП» и даже в центральный аппарат на Лубянку. Какая роль могла отводиться в этой компании г-ну Яковлеву? Писать отчеты о положении дел в регионе, настроениях элит, проколах/достижениях региональной/муниципальной власти. Всё! Поэтому постигшее, как их называют, коськинских политическое фиаско – вовсе не повод стреляться Яковлеву.
Служебная версия
Руководство аппарата полномочного представителя президента РФ в ЦФО, правительство Рязанской области и губернатор региона выразили глубокие соболезнования семье Сергея Яковлева.
«Большой жизненный опыт Сергея Петровича Яковлева, высокий уровень профессиональной подготовки, компетентность, добросовестное отношение к делу, прекрасные человеческие качества снискали авторитет и уважение коллег и знавших его людей. Его трагический уход из жизни – тяжелая и невосполнимая утрата для всех», – говорится в соболезновании, которое появилось лишь спустя три дня – в день похорон. Долго согласовывали?
Несмотря на вымученность фраз, у покойного был один суровый прокол: неисполнение поручения президента по охране родины Есенина от застройки. Так как «Есенинская Русь» со временем разрослась далеко за пределы родового села поэта, защищать Константиново и еще почти четверть Рыбновского района становилось все труднее.
Да не очень-то и хотелось.
В 2007–2010 гг. чиновник служил начальником Рыбновского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии. Именно в этом временном отрезке, с приходом на губернаторство в 2008 году Олега Ковалева, и была задумана афера по массовому изъятию земель из заповедного фонда. У должности Сергея Яковлева было и другое, второе название – Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Рыбновского района. Можно предположить, что ресурс человека, в чьих записных покровителях Бабич и Ярин, использовали на полную катушку.
Шантаж
Наиболее жизнеспособной версией добровольного ухода из жизни можно считать причины, касающиеся личной жизни покойного. За три недели до трагедии из одного кабинета в другой перетекала информация о неком «интересном» компромате, который уже ждет своего часа. Причем представители бизнеса демонстрировали куда большую осведомленность, нежели чиновники, которые при Любимове настолько расслабились, что последние известия узнают из «Новой газеты» и сайта «Вид сбоку».
Сергей Яковлев в это время отдыхал за границей. Однако и по возвращении продолжал бодриться и радоваться жизни: был бодр и весел, шутил, делился в мессенджерах с друзьями анекдотами. Переломной точкой стала прошлая суббота или пятница накануне трагедии – последний рабочий день недели. Что именно случилось? Можно предположить, что о готовящейся против него провокации главный федеральный инспектор знал. Любой шантаж ставит собой цель добиться от шантажируемого действий или, наоборот, какого-то бездействия.
Когда предупрежден – уже вооружен. Чем может быть вооружен сановник уровня Сергея Яковлева? Только вышестоящими покровителями.
Федералам – федеральная «крыша». Но иногда «крыша» может отказать. Или – вдруг – «неожиданно» перестать выходить на связь. Или цинично процедить: заварил кашу – сам и расхлебывай. Нечто такое, скорее всего, произошло с покойным неделю назад.
Столичные следователи и их кураторы из ФСБ и администрации президента наверняка установят, с кем контактировал и на какие темы федеральный наместник. Возможно, им это даже уже известно. Как известны, например, квалифицирующие признаки статьи 110 УК РФ «Доведение до самоубийства», среди которых «угрозы, то есть высказывания о наступлении в будущем каких-либо негативных последствий для потерпевшего».
Доказательствами могут быть любые сведения, указывающие на воздействие на человека: письма, аудио- и видеозаписи, данные видеонаблюдения, показания свидетелей... Сюда можно отнести и то, что может впоследствии вылиться для потерпевшего в дело публичного обвинения.
Добавим, что доведение до попытки самоубийства в судебной практике встречается крайне редко.
* * *
Во вторник, 9 июля, в Доме общественных организаций состоялось прощание с Сергеем Яковлевым. На панихиду пришли родственники, друзья и сослуживцы Сергея Петровича, а также члены правительства Рязанской области, сотрудники администрации Рязани, руководители силовых структур, депутаты, общественники. Также приехал полномочный представитель президента Российской Федерации в ЦФО Игорь Щеголев. Хвост очереди протянулся на сто метров.
Главного федерального инспектора по Рязанской области Сергея Яковлева похоронили на Скорбященском кладбище за мемориалом ленинградцам-блокадникам.
Ресурс человека, в чьих записных покровителях Бабич и Ярин, использовали на полную катушку
Досье «Новой»
Сергей Петрович ЯКОВЛЕВ родился 19 августа 1964 года в Тамбовской области. Образование высшее. В 1986 году окончил Рязанское высшее военное командное училище связи, в 1993 году – исторический факультет Рязанского государственного педагогического института, а в 2006 году – юридический факультет Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.
Трудовую деятельность начал в 1981 году на Рязанском приборном заводе монтажником радиоаппаратуры и приборов. После окончания Рязанского высшего военного командного училища связи служил в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации. Принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
В 2002 году назначен заместителем руководителя аппарата Рязанского городского Совета. С 2004 по 2005 год – помощник председателя правительства Рязанской области. Затем работал в системе Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.
С 2007 года – начальник Рыбновского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, государственный регистратор Рязанской области, главный государственный инспектор по использованию и охране земель.
В 2010 году назначен заместителем главы администрации Рязани – руководителем аппарата. В 2011 году – федеральным инспектором аппарата полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе по Рязанской области. С 2017 года – главный федеральный инспектор по Рязанской области аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
Президент Федерации парашютного спорта Рязанской области. Награжден медалью «За боевые заслуги». Женат. Трое детей.
Павел Гресь, Алексей Фролов