Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№26 от 11 июля 2019 г.
Онлайн-кассы: удар по бизнесу или толчок вперед?
 Рязанские налоговики успокаивают, предприниматели жалуются, народ безмолвствует

С 1 июля почти весь бизнес в России переведен на работу с онлайн-кассами. Эта «цифровая революция» совершилась почти незаметно для общества, но весьма ощутимо для небольшой его части, занимающейся предпринимательством. Теперь каждая прошедшая через кассу сделка, то есть покупка или оплата услуг, становится прозрачной для налоговых органов и вообще для всех, кто захочет проследить за работой ПАО, ЗАО, ООО или даже ИП с наемными работниками. Раньше такое происходило при торговле алкоголем – там уже была внедрена система ЕГАИС, из-за чего кассиры давно считывают данные с бутылок отдельным сканером.   

Штрафы большие

– На самом деле многие предприниматели выигрывают, – убеждал собравшихся обсудить этот вопрос на круглом столе в Прио-Внешторгбанке начальник контрольного отдела управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области Роман Смалев. – Ведь онлайн-просмотр данных доступен и хозяину предприятия. Например, если у кого-то много торговых точек, предприниматель может удаленно с помощью смартфона контролировать каждую кассу, каждого продавца…

Правда, предпринимателей больше волновала не честность их продавцов, а грозящие штрафы. За первое нарушение в новой системе индивидуальный предприниматель может заплатить 10 тысяч рублей, а юридическое лицо (например, ООО) – 30 тысяч. Не исключены и штрафы в 200 тысяч для злостных нарушителей. Между тем приводились примеры, когда могут возникнуть сложные ситуации: в сельской местности внезапно забарахлил интернет или кассовый аппарат вдруг сообщил, что блок фискальной памяти переполнен (он действителен на 36 месяцев, но при активных продажах свободное место может закончиться уже через полгода-год). 

– Если вы сообщаете нам о собственном нарушении, о котором мы не знали, мы можем освободить вас от наказания за это, – успокоили налоговики.    



Представители государства также заверили, что проверки будут проводиться в основном только по жалобам, но посоветовали опасаться своего брата-предпринимателя: проверки могут и будут инициировать конкуренты.

Есть и «помилованные» 

К счастью, онлайн-кассы обязаны с 1 июля использовать не все. Новую отсрочку получили ИП, которые работают с патентом и не имеют наемных работников (фактически «самозанятые», или как называли этот тип самостоятельных тружеников в позднем СССР – «занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью»). Оставили в покое ИП, оказывающих услуги только юридическим лицам и не работающих с наличностью. Не требуют пробивать чеки от культурных, спортивных и образовательных организаций при безналичных расчетах. Не нужна онлайн-касса общественному транспорту (там вместо чека выдается проездной билет). В интересную ситуацию попадает такси: вообще-то таксисту чек для пассажира пробивать надо, но если этот таксист – ИП и работает в одиночку на патенте, то вместо чека можно ограничиться выпиской квитанции.  
    
Интересно, кстати, что теперь каждый покупатель, заплативший деньги в кассу, может попросить, чтобы чек ему прислали через интернет на электронный адрес или в виде сообщения на смартфон. Это должно решить, например, проблему гарантийных ремонтов через один-два года, когда бумажный чек выцветает и перестает читаться.

Козни «большого брата»

Одна из предпринимательниц, участвовавшая в круглом столе, как бы подвела итог обсуждения, вспомнив, что четверть века назад пожелания к ним от государства были совсем другие:

– Для чего же пишут такие законы, чтобы отрывать предпринимателей от работы да еще постоянно за ними следить? Когда призывали нас открывать малый бизнес, хотели, чтобы мы создавали рабочие места. А теперь подталкивают меня уволить своих работников и вообще с физическими лицами не работать.

Есть люди, которые считают, что «большой брат», следящий за доходами самой экономически активной части россиян, развивается в сторону китайского варианта, где людям в больших городах уже присваивают электронные «социальные рейтинги». Но большинство мелких предпринимателей тихо переговариваются:

– Все это в интересах крупных предприятий и торговых сетей. Понятно, что мы им мешаем, отнимаем у них часть их бешеных прибылей…
Алексей ДАРИКОВ