Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№26 от 11 июля 2019 г.
Невезучий проект
 Концепция кардинальной реформы рязанского общественного транспорта рассмотрена и отправлена на доработку

Журналисты знают: в последние двадцать лет с кем из рязанцев ни начнешь разговаривать о городских проблемах, в первую очередь они вспоминают о дорогах и общественном транспорте, во вторую – о грязи и мусоре на улицах.

Правильно перевозить научат «питерские» 

На прошедшей неделе в городской администрации Рязани состоялось первое обсуждение новой концепции общественного транспорта. Поскольку генеральный план развития нашего города разрабатывали специалисты из Санкт-Петербурга, никто не удивился, что и организации движения автобусов и троллейбусов нас тоже решили поучить гости из северной столицы.



«Проект комплексной транспортной сети», PDF-файл в 119 страниц, появился в пространстве Сети неожиданно. Кто-то из депутатов гордумы, которым его дали почитать, не удержался и 30 июня поделился документом с одной из новостных интернет-групп. А уже через несколько дней было проведено официальное обсуждение предложений, выдвинутых питерцами.  

Кто учтет недельные и годовые колебания числа пассажиров?

Оказалось, что в апреле 2019 года приезжие аналитики провели в Рязани новое исследование пассажиропотока. Если кто-то помнит, предыдущее было выполнено четыре года назад при подготовке для Рязани «турникетной» системы оплаты проезда (так тогда и не введенной). На этот раз никаких картонок со штрих-кодами пассажирам не раздавали и не просили вернуть при выходе: в салоне сидели люди, подсчитывавшие едущих, а на остановках стояли наблюдатели со сканерами, отмечавшими количество входивших и выходивших.    

Методику сразу же подверг сомнению представитель автоколонны 1310:

– И сколько раз производился подсчет на каждом маршруте? Один? А как они учитывали недельный цикл пассажиропотока? Ведь в выходные, когда многие не едут на работу, заполняемость транспорта меняется. Я уж не говорю о временах года. 

Что новенького?

Согласно данным приезжих аналитиков, 31% пассажиров в Рязани перевозится муниципальными автобусами, 22% – муниципальными троллейбусами, а 47% – частными (ибо других нет) маршрутными такси. При этом количество ездящих по дорогам маршруток составляет 81% от всего общественного транспорта, просто они менее вместительны, поэтому доля перевезенных ими горожан и меньше. 



К этим цифрам после заседания в Рязанской городской Думе многие относятся скептически, но все равно других свежих данных сейчас нет. Выходит, о близкой «кончине» муниципального транспорта заявить поспешили? Нет, не поспешили, потому что автобусы и троллейбусы, принадлежащие городу, очень ветхие, а самое главное – маршрутная сеть составлена так, что они… плохо зарабатывают. 

Авторы 119-страничного «Проекта комплексной транспортной сети» настаивают: муниципальный транспорт должен взять на себя самые выгодные и «ходовые» маршруты (причем исключить их дублирование маршрутками), а «коммерсантам» оставить периферию. Тогда и повышать цену билета в автобусах будет не надо (себестоимость снизится), и появятся средства на покупку нового транспорта.

– Но согласятся ли частники перевозить жителей Божаткова или Ворошиловки? – пожимают плечами скептики.

Удаленные поселки – опытные полигоны

Что происходит, когда коммерческий перевозчик внезапно уходит с рынка, прекрасно иллюстрируют прошлогодние мытарства жителей поселка Строитель. 10, 20, 30 минут ожидания на остановке – ни одной «ГАЗели» или микро-«Пежо»! Что случилось? Всего-то четыре машины маршрута № 88 не вышли на маршрут. Администрация прицепилась к хозяину по вопросу применения навигаторов и не продлила договор. А на муниципальном маршруте № 7, как тогда выяснилось, было задействовано всего два автобуса, один из которых в тот день, как на грех, сломался.

Выручили пригородные маршруты. Водители на рейсах вроде «Рязань – Искра» с радостью удивились резко возросшей заполняемости салона.  

С Ворошиловкой было еще печальнее – предприниматель, перевозивший людей по маршруту № 80, нашел более выгодное применение своим микроавтобусам и отказался продлевать договор. В результате несколько месяцев жители поселка переходили в неположенном месте железнодорожные пути, выбираясь из дома с остановки «Автовокзал».

Кто спасет от перегрузки Московского шоссе?

В «Проекте комплексной транспортной сети» – не только общие рассуждения. Есть и предложения по введению новой сети маршрутов. Даже двух сетей – переходной (на первый период) и перспективной (на будущее).

Первый шаг, который предлагают авторы, – избавление от маршрутов-дублеров. Скажем, если 17-й автобус перевозит жителей из Семчина и Канищева в центр, то 98-ю маршрутку надо вообще ликвидировать. Чтобы не мешать автобусу № 11, надо убрать автобус № 48. Автобус № 57 не должен мешать автобусу № 13 и так далее. На переходном этапе из 73 нынешних маршрутов должно остаться всего 60.

В перспективе транспортная модель должна держаться на новых «длинных» социально значимых маршрутах. Например, один предложено проложить с ул. Крупской на ул. Новоселов, другой – из поселка Семчино к «Зельгросу», третий и четвертый – из Недостоева до Дубовой рощи в Дашково-Песочне и до Дядькова… Но что их всех объединяет? То, что они используют для проезда сквозь центр не Северную окружную дорогу, а… Московское шоссе. И так забитое и перегруженное транспортом. Кроме того, этот путь намного длиннее по времени, и на проезд до работы рязанцы в таком случае будут тратить больше, чем сегодня. Неужели их никому не жалко?      

Решение отложено, но ненадолго

Обсуждение транспортных предложений активно велось рязанцами в фейсбуке. Вот лишь несколько высказываний взрослых, состоявшихся специалистов:

– Московское шоссе имеет колоссальный запас провозной способности. Достаточно просто взять и выделить крайние правые ряды для общественного транспорта.

– Устранять убыточность будут в том числе за счет разработки радиальных маршрутов. То есть из Канищева в Песочню будем ездить с двумя пересадками.   
– Ездить с пересадками, если не больше двух, не так уж и плохо, если оплата была бы не за проезд на одном маршруте, а повременно: за час можно было бы с пересадками доехать с одного конца города на другой… 

Отсутствие градоначальника, выборы которого должны состояться в августе, на этот раз сыграло свою роль. Ведь маленькие винтики власти не знают, угодны или не угодны окажутся нововведения «новой метле». В результате на улице Радищева концепцию реформирования общественного транспорта раскритиковали и отправили на доработку. Но сам вопрос, видимо, не будет надолго отложен. С транспортом надо что-то делать, и лучше всего, если рязанская общественность (в первую очередь техническая интеллигенция) предложит альтернативную концепцию. А лучше две.

И в споре родится истина.   
Андрей ШАМИН