Юношеский задор помогал с юмором относиться к различным походным приключениям середины 1990-х
Даже пасмурная погода не может остановить туриста, тем более шестнадцатилетнего и совершенно не искушенного во всех тонкостях путешествий. Летом 1993 года мы с друзьями отправились в Алпатьево провести несколько беззаботных деньков на берегу Оки. Для меня это был первый настоящий поход с ровесниками, без взрослых, и во время сборов я проявил себя как самонадеянная и бесшабашная натура, не взяв даже запасных штанов.
Без порток-шоу
Результат такой потрясающей непредусмотрительности не заставил себя ждать. Расчудесная погода, сопутствовавшая нам в начале пути, быстро испортилась. На подходе к предполагаемому месту стоянки влупил проливной дождь, и небесно-голубые джинсы бодро шагающего туриста почти мгновенно превратились в грязную замызганную спецодежду строителя какого-нибудь коровника или свинофермы в убыточном колхозе.
Хорошо, что спутники мои оказались куда более запасливыми. Весь тот поход я провел в чужих черных трико, так как дождь лил практически все путешествие, а солнце иронично поглядело на нас лишь в самом конце трехдневного пребывания у речки.
С тех давних времен подобные вылазки мы предпринимали неоднократно, менялись маршруты, состав отдыхающих и продолжительность вояжей. Но все поездки объединял какой-то могучий дух раскрепощенности и братства, милые и неповторимые черточки, надолго врезавшиеся в память.
Песни под гитару и тушенку
Наверняка многим читателям знакомо особое очарование походной еды, нехитрая, но радующая желудок смесь тушенки и макарон, вкус печеной картошки, аромат чая, заваренного в речной воде и наливаемого в железную кружку. А к этому чаю – желанное ассорти из хрустящих баранок и галета и, может быть, банка клубничного бабушкиного варенья.
Не будем лукавить – отсутствие родительского присмотра и молодецкая удаль часто приводили к неумеренному потреблению горячительных напитков, причем стойкость к алкоголю у юных туристов возрастала прямо пропорционально их опыту, то есть количеству и продолжительности странствий.
А если у вечернего призывно потрескивающего костра появлялась гитара, то в импровизированном концерте участвовало все население лесного лагеря.
Когда палаточное братство пополнялось вновь прибывшими, то новеньких встречали по-особому, а уж если гости привозили что-нибудь вкусненького и приятно щекочущего глотку, ликованию не было предела.
Запретные фразы
Не забудем про купание в реках и озерах, которое бодрит, окрыляет, лечит от похмелья и вдохновляет на новые эксперименты над собственным организмом.
Когда чувствуешь, что наступило время отсыпаться, даже в старой потертой палатке чувствуешь себя как в надежном убежище. А если ловко заползешь в видавший виды спальник, то предвкушение глубокого заслуженного сна кажется вдвойне сладким.
В походах закаляется дружба, открываются доселе неизвестные черты характера твоих товарищей, неведомо откуда прорастет собственная смекалка. Во время таких путешествий неприемлемы фразы: «Я сюда отдыхать приехал, а не дрова искать!», «Спать в таких условиях не привычно», «Купаться нет настроения», а вопрос «Зачем вы взяли столько выпивки?» кажется нелепым.
Денис ПУПКОВ