Вокруг Парка морской славы, что при въезде в микрорайон Канищево, развернулась настоящая война
Информационная война, как принято сейчас говорить. Боевые действия ведутся как открыто – на интернет-ресурсах, так и тайно, за спинами жителей близлежащих к парку домов по улице Бирюзова. Все дело в том, что на парковой земле с замечательными зелеными насаждениями давно и весьма регулярно собираются что-то строить. На этот раз здесь решено воз-двигнуть храм.
Храму – быть!
Но не здесь…
Парк морской славы в хорошую погоду звенит детскими голосами, плачем и смехом самых маленьких посетителей, которые прибыли сюда пока что в колясках, спорами на игровых площадках, криками: «Мам, я вот как умею!». Чуть в стороне, на тенистых аллеях – напротив, тишина и размеренные разговоры пожилых гуляющих, взволнованные речи молодых влюбленных. Еще дальше, на парковых «задворках», – шумные компании собачников и их питомцев. В парке можно найти даже такой «исчезающий вид» людей, как романтики – стоят себе на краю оврага, посматривают вдаль, на осеннего цвета поля, на Рязанский кремль. Одним словом, каждому на-шлось место в этом парке, все довольны, никто не обижен. Пока что.
В конце июля грянул для жителей Канищево очередной гром: представители Рязанской Епархии совместно с ветеранами военно-морского флота установили посреди березовой рощи крест и освятили место под строительство храма в честь Святого князя Владимира. Для почитателей парковых прогулок это стало неожиданностью, они узнали о предстоящем строительстве в последнюю очередь.
– Мы не против храмов, не против православной веры в общем и не против Святого Владимира в частности, – хором говорят жители микрорайона. – Но не на этом месте, не в нашем парке!
Корреспондент «Новой» никого не предупреждала о своем приезде, но люди сбежались (в прямом смысле слова), как только увидели человека с фотоаппаратом и блокнотом, блуждающего меж берез. «А Вы из какого издания?», «К нам уже приезжали и с телевидения, и из других изданий, хорошо бы помогли народу!», «Смотрите-смотрите на эти березы, их ведь вырубить хотят!», – слышалось со всех сторон. Провести перепись всех желающих высказаться просто не представлялось возможным: корреспондента окружили человек двадцать, остальные подходили, говорили и уходили, махнув рукой: «А, все равно, как властям захотелось, так они и сделают».
«Дойдем до Путина!»
Жители микрорайона серьезно сплотились за годы битвы за парковую территорию и прилегающие земли, закалились в длительных судебных боях. И на этот раз обещают стоять до победного конца, пусть даже ради этого придется обратиться к самому президенту Путину.
Первыми к предполагаемому месту строительства храма подошли местные активистки Лидия Яковлевна и Надежда Васильевна.
– Вот тут крест стоял. Теперь его убрал кто-то. Смотрите – эти березы собираются срубить. Мы их сажали, ухаживали, а теперь без нашего согласия уничтожат. Говорят, что под храм заберут у парка 16 соток земли – мы не верим. К самому храму ведь будет прилагаться какая-то территория, да еще, мы слышали, парковку здесь большую сделают, – озвучили они свои подозрения.
Жители рассказывают, как им живется рядом с дорогой, которую совсем скоро расширят и превратят в трассу федерального значения:
– Окна давно уже открыть не можем, потому что квартиры сразу же заполняются смогом. Есть такое понятие, как роза ветров – она такова, что к нам дует ветер и с силикатного завода на Ворошиловке, и с пятой базы, что в проезде Шабулина, и с трассы, естественно. Дорога теперь, как построили Северную окружную, постоянно битком забита. А сделают «федералку» – что ж тут будет? Еще одно наше наказанье за какие-то грехи – самолеты с Дягилевского аэродрома. Смотрите, как они низко летают! И на наши головы постоянно какой-то бензин ли, керосин капает… В общем, состояние нашей окружающей среды не улучшается, а количество деревьев собираются уменьшить. Это как же так? – вопрошают активисты.
Женщины признаются, что окна им приходится мыть по 2 раза в неделю, на эту «незначительную» бытовую мелочь уходит уйма времени. Вывешивать постиранное белье на балконы тоже не рискуют – сушат дома, и это обстоятельство также создает массу неудобств.
Люди возмущенно жестикулировали, перебивали друг друга, боялись что-то упустить. Неоднократно сообщили, что соберут хоть миллион подписей, но парк отстоят. Лишь одна молодая женщина Татьяна, держа за ручку малыша, задумчиво и тихо произнесла:
– Муж в прошлом году, когда сын родился, вон то деревце посадил. Мы ухаживаем за ним, поливаем в жару. Теперь и его уничтожат?
Жители близлежащих домов говорят, что дело не только в предстоящей вырубке деревьев, но и в том, что любое строительство может стать «смертельным» для их 300-квартирных домов. Бетонные плиты их жилых домов уже неоднократно скрепляли, а на технических этажах перекрытия уже «поехали вкривь и вкось».
– Потому что и овраг со временем «расползается», и вибрация автодороги влияет, – пояснила еще одна жительница дома №31 по улице Бирюзова Раиса Ивановна. – Так и живем в постоянном страхе: то ли смогом с дороги потравимся, то ли дома наши рухнут. А ведь власти постоянно говорят, что приоритетное направление в их работе – оздоровление нации, особенно детей. И что же мы видим на самом деле? Где-то спортплощадки строят, а где-то деревья и свежий воздух у детей отбирают? И все это, опять же, под видом заботы о нас – мол, храм – это хорошо, это очищение души.
– А у нас храм в соседнем дворе! – уточняет Людмила Михайловна. – И он, я вам точно говорю, пустует! Только по праздникам церковным народ собирается.
«Это кощунство – вырубать деревья»
История борьбы жителей за прилегающие к их домам земли достойна написания сценария для кинобоевика. Сначала они отстаивали проезд между двумя домами – там хотели построить ресторан. Потом отель. Потом храмовый комплекс с домом для батюшки, просвирочной и «свечным заводиком».
– Мы так устали, вы себе не представляете! Живем как в войну, постоянно ожидаем захвата земли и оккупации. Однажды утром проснулись – в нашем парке забор стоит, строительство начинается! И снова «по больному били», по детям – якобы детское кафе строить будут. Оказалось, не кафе для малышни, а очень даже «взрослый» ресторан. С выпивкой и гульбой до утра, с автостоянкой. Мало нам шума от трассы и пролетаю-щих самолетов-бомбардировщиков? Ведь установлено, что шумовой норматив у нас превышен! Вместо того чтобы как-то исправить ситуацию, установить забор между трассой и нашими домами, нашим ушам хотят добавить колокольного звона. И думают, что мы смиримся, придет в наши души благодать, и мы возрадуемся, – народ посмеивается, но такой смех больше похож на нервные всхлипы.
Пожилые люди в очередной раз уточняют: сами они верующие, стараются соблюдать посты и другие церковные каноны, по праздникам посещают службы. Но церквей в городе, по их мнению, достаточно для того, чтобы каждый православный мог спокойно посещать храм для молитвы и бесед с духовником. К тому же, храм, полагают жители Канищево, должен стоять в тихом месте, отдаленном от городской суеты и автотрассы, а не в шумном парке, в котором играют и катаются на велосипедах дети.
– Церковь – это хорошо, но церковь за счет вырубки деревьев в парке – это уже, наоборот, кощунство, – уверены они.
В настоящее время «информационные боевые действия» приостановлены. Жители Канищево размышляют над словами председателя отдела Рязанской епархии по взаимоотношению церкви и общества, иерея Владимира Скоробогатова по поводу вырубки деревьев в парке. Одному изданию он сообщил, что часть деревьев вырубить придется, но «это будет, скорее, вырубка в санитарных целях». И пообещал построить еще одну детскую площадку.
Другому рязанскому интернет-изданию пояснил: «По поводу вырубки деревьев – людям, скорее всего, неверно все объяснили. Мы не планируем никакой вырубки. Территорию храма, наоборот, планируется благоустроить, там появятся новые насаждения».
P.S. Людей интересует еще один вопрос: в какой день и в какое время назначит встречу с людьми мэр Рязани Виталий Артемов. Ведь еще в начале августа, по сообщениям СМИ, губернатор Олег Ковалев поручил ему провести встречу с общественностью и разобраться в вопросе со строительством храма.
Зинаида КОЛОДНАЯ