Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№35 от 11 сентября 2014 г.
«Згу» снова видно
Популярная рязанская группа выпустила «политический» сингл


 
Главное событие лета из мира звукозаписи в пределах рязанской кольцевой дороги – выход сингла «Ангел» группы «Зга». Событие, впрочем, лишь территориально привязано к Рязани – «Згу» слушают тысячи людей далеко за пределами родного города. А любимое место выступлений, по словам лидера проекта Лилии БОРИСОВОЙ, – и вовсе Санкт-Петербург. Помимо Лилии, в разговоре принял участие Сергей ФИЛАТОВ – не только гитарист «Зги», но также вокалист и автор песен собственного проекта «Саламандра», недавно заявивший о себе еще и как о незаурядном поэте. 
 
– Где можно «Ангела» скачать, купить? Есть вариант, продающийся на диске, или запись только виртуально представлена в интернете? 
 
Сергей Филатов: Скачать сингл можно традиционно с нашей странички на сайте «Круги». Кроме того, он появился на торрентах и в сообществе нашей группы «ВКонтакте». А на диске его издал лэйбл «Выргород» нашего друга Саши Валединского – в этом варианте он назы-вается «Я не вернулся с войны». 
 
– После альбома 2009 года «Смена эпох» не выходило «номерных» альбомов – только сборник «Теория струн», куда вошли концертные записи предшествующего десятилетия. Правильно ли я понимаю, что «Ангел» – прелюдия к будущему новому альбому? И много ли появилось новых песен, еще не дошедших до студии? 
 
С.Ф.: «Теория струн» – тоже «номерной» альбом, просто не студийный, он таким и задумывался. А композиции «Ангел» и «Вересень» – это первый опыт работы в нашей новой студии, которую мы строили несколько предыдущих лет. В принципе, чисто по звуку сингл мог бы быть чуть лучше, но мы пока не освоили всех нюансов студии, да и записали все очень быстро, буквально за два дня. Но относительно наших прошлых студийных работ – это большой шаг вперед. Что касается новых песен, то они, действительно, есть, и многие уже дошли до студии, они в работе. И – да, это будет альбом. Вот только сроков пока называть не буду – очень много переменных. Скажу только,что есть интересные идеи, и такой «Зги» еще никто не слышал.
 
– Заглавная песня сингла посвящена «русской весне» на Донбассе. Лиля, почему захотелось написать песню именно на эту тему? 
 
Лилия БОРИСОВА: Это не вполне корректная постановка вопроса. Такие песни по желанию не пишутся, понимаешь? Когда сгорели люди в одесском Доме Профсоюзов – это было как удар под дых, ожог душевный. Не получалось осознать даже, что это действительно произошло сейчас, а не давно, в Великую Отечественную. И в тот момент ни написать песню, ни даже просто прокомментировать трагедию я не могла – болевой шок. Потом пошли сообщения о бомбежках украинской армией собственных городов, беженцы оттуда, наконец, сбитый «Боинг». И что-то взорвалось в сознании, нахлынули образы, и я просто «увидела» то, что описала в песне.
 
– Вторая строчка в «Ангеле» – «градом по нервам бьет» – слово «град» в кавычках или без?
 
Л.Б.: Я писала без кавычек. Тут же расчет на слуховое восприятие – имеется в виду и то, и другое. За окном – гроза с градом, в сети – видео из обстреливаемых городов, бьющее по нервам. 
 
– На мой взгляд, украинские события отчетливо провели водораздел между людьми вменяемыми и теми, кто готов хоть чёрту лысому присягнуть, лишь бы потешить свои дешевые комплексы. Среди рокеров особо отличились трое. Лидер «Калинова моста» Дмитрий Ревякин, записавший с проектом «25/17» песню, где в припеве упоминается «команданте Ярош», то есть человек уравнял фашиста, объявленного в розыск Интерполом, с Че Геварой. Лидер «Ночных снайперов» Диана Арбенина, которой зачем-то ударило в голову, что надо публично извиниться перед украинцами от имени всех наших рокеров и чуть ли не россиян вообще, хотя никто её, мягко говоря, не уполномочивал. И, наконец, однозначно выбравший для своей недавней поездки на Украину именно киевскую, а не донецкую сторону Андрей Макаревич. Как думаете, что двигало вашими куда более известными «коллегами по цеху», когда они совершали эти безумные, как мне кажется, поступки? 
 
С.Ф.: Я думаю, что если у перечисленных тобой музыкантов забрать на время гитары и микрофоны, то окажется, что это обычные люди. И движут этими людьми обычные вещи – кем-то природная сле-пота или глупость, кем-то старые обиды, кем-то деньги. А кто-то, может быть, действительно искренне верит в то, что кровожадный Путин хочет завоевать весь мир, а по ночам ест младенцев, и поэтому этим людям стыдно за то, что они русские. Я не знаю, что ими движет, и мне все равно – у них своя совесть и своя карма. Тот же Макаревич, судя по его интервью и статьям в «Снобе», презирает не только власть, от которой он, по традиции, не ждет ничего хорошего, но и русский народ в целом. Что им движет? Я не знаю. В общем, люди как люди, напоминают прежних…
 
Л.Б.: Тут такое дело: все мы информированы о происходящем, мягко говоря, неполно. Вопрос о том, какому источнику информации можно доверять, а какому не стоит, люди решают на основании близости взглядов, так мне кажется. И вот те, кто выразил в той или иной форме сочувствие перевороту на Украине, не доверяют – не государственным СМИ даже, а самому государству, олицетворением которого для них является лично Путин. Это аксиомы, от которых отталкиваются все их дальнейшие логические посылки: «Путин – жулик и вор», «В стране тоталитарный режим». Отсюда и оценка Майдана – «борьба за свободу», и доверие западным СМИ – «там не врут», и тому подобное. Непредвзятого мышления тут не может быть; скорее, людьми движут какие-то детские неизжитые комплексы. Я бы их судить не стала, они, скорее всего, искренне считают, что борются за свободу и справедливость. Хотя вред приносят, увы, вполне реальный, ведь у каждого из названных много поклонников, и, боюсь, далеко не все из них способны мыслить самостоятельно.
 
– Кроме заглавной песни «Ангел», в сингл вошла инструментальная композиция «Вересень». Раньше она уже выходила на концертном альбоме 2001 года «Антициклон», где звучала с гитарой и скрипкой, а теперь – сугубо фортепианное звучание. Сергей, вопрос к тебе как к автору этой щемящей мелодии: почему решили перезаписать «Вересень» заново и с такой неожиданной аранжировкой?
 
С.Ф.: На некоторых славянских языках вересень – это сентябрь. И когда мы записали «Ангела», то поняли, что для того чтобы идея сингла была закончена, необходима еще одна песня. И песня такая есть, но по чисто техническим причинам, из-за того, что один из наших музыкантов уехал с семьей на север, а другой уехал с семьей на юг, мы не смогли эту песню записать. Можно было бы, конечно, подождать месяц, пока они вернутся, сесть в студию, аранжировать, записать, свести и выпустить все это, но время было бы безвозвратно потеряно. И тогда мы вспомнили про «Вересень». Кроме упомянутого тобой варианта на «Антициклоне», «Вересень» существовал еще и в клавирном, а конкретно – в клаве-синном виде. И замечательная рязанская пианистка Лена Яковлева сделала фортепианную партитуру и записала компози-цию в нашей студии. Когда оба номера были готовы, мы поняли, что сингл обрел законченную форму. Кстати, Лена – очень сильный музыкант, и я рад, что мы теперь работаем вместе. Как рад и возвращению нашего барабанщика Джека. Пока – на одну песню, но я видел, как ему интересно в студии, и думаю, что мы еще поиграем. За те годы, что он не сидел за барабанами, он ничуть не утратил мастерства, и работать с ним – для меня было одно удовольствие. Ему, похоже, тоже понравилось. 

– Новые песни и новые записи – это, конечно, здорово. Однако, если не путаю, Лилия дала последний концерт в 2010 году, а Сергей – в 2011-м. С чем связан такой длительный перерыв в концертной деятельности? 
 
С.Ф.: Решение уйти со сцены было сознательным шагом, и тому есть много причин, в которые нет смысла сейчас вдаваться. Но «Зга» в порядке, просто теперь это – чисто студийная группа. Может быть, в будущем такое положение вещей и изменится, но пока это так. А если смотреть со сцены, то в сумраке обычно находятся зрители. И чтобы как-то исправить эту ситуацию, мы будем записывать и выпускать новые альбомы. Шутка. Но про альбомы – правда. 
 
Л.Б.: В 2011 году я родила дочку. Сопутствующую физическую нагрузку мой организм счел весьма серьезной, и восстанавливать форму я начала только сейчас. На сцену, конечно, хочется, но пока не очень-то можется. Так что я даже боюсь загадывать: в общем, «как только, так сразу».
 
лучше хором
 
 Ангел
 
Ночь уснуть не дает,
градом по нервам бьет.
Спорил, троллил народ,
всех победил.
Глянул в окно – светло,
солнце почти взошло,
и небо белым-бело
от ангельских крыл.
Ангелам-чудесам
нынче идти в десант.
Там, где курганы спят,
снова расстрел.
Под похоронный вой
жаждут вернуться в строй,
мечутся над землей
души без тел.
Ангел зовет: «Лети,
смерть оставь позади,
в небо ныряй,
вечной жизнью дыши.
Здесь, глотнув высоты,
враз позабудешь ты
все, что творил
двуногий зверь без души».
«Ангел, оставь мне нить,
не позволяй забыть,
как пожирает нежить
все на пути.
Дети русской весны
заживо сожжены.
Я не вернусь с войны,
мама, прости».
Солнце устало греть,
блогер вернулся в сеть.
Крылья висят, как плеть,
ангел устал.
Ночь уснуть не дает,
новый вызов идет –
вниз и вперед,
туда, где бесится сталь.

Анатолий ОБЫДЁНКИН