Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№35 от 11 сентября 2014 г.
Футбольный драйв Валерия Балашова
Ветеран рязанского спорта – о драматичном детстве, легендарном Карцеве и феноменальных голах
 
 
Всегда непросто вести рассказ о человеке, которого знаешь, кажется, всю сознательную жизнь, который когда-то учил уму разуму, помогал с выбором жизненного пути. Валерий Федорович БАЛАШОВ – личность известная в мире рязанского спорта, почти три десятка лет он возглавлял футбольную ко-манду радиозавода, немало его воспитанников выбилось «в люди», стали достойными продолжателями дела своего наставника. Этот разговор должен был состояться много раньше, и вот пришло время исправить ту оплошность.
 
– Валерий Федорович, вы родились в сентябре 1941 года, в сложное время для нашей страны. Родные, наверное, рассказывали, как удалось тогда выжить?
 
– Даже представить невозможно, каково приходилось маме в ту военную пору с грудным ребенком на руках и двумя малолетними дочерьми. Отец, до войны работавший в райкоме партии третьим секретарем, уже был на фронте, воевал вместе с будущим генсеком Леонидом Брежневым под Новороссийском. В 1943 году на него пришла похоронка, но на этом удары судьбы не закончились. Когда я учился в пятом классе, умерла мама, сестры к тому времени жили в других городах, и я остался один. Меня уже собирались определить в детский дом, но в этот сложный момент опекунство надо мной оформил преподаватель физкультуры Владимир Николаевич Скуратов.
 
– С этого и начался ваш путь в спорте?
 
– Нет, произошло это еще раньше, ведь к тому времени я уже ходил в числе подающих надежды. Если брать футбол, то им в ту пору увлекались все поголовно, я же, кроме того, еще всерьез занимался лыжами и легкой атлетикой – бегал на 100 и 200 метров, прыгал в высоту и в длину. А когда наш Троекуровский район вошел в состав образованной Липецкой области, в юношеских соревнованиях я сначала стал третьим по прыжкам в высоту, а затем и в лыжных гонках – должен был выше, но сломалась палка.
 
– Как вы оказались в Рязани?
 
– Дело в том, что после окончания электровакуумного техникума здесь проживала моя сестра, и я, приезжая к ней на каникулы, подставным бегал на лыжах за артиллерийское училище. Уже существовала договоренность, что именно туда я буду поступать по окончании школы, но из военкомата меня направили в Тамбовское зенитно-артиллерийское училище. Я там не хотел учиться, экзамены специально завалил, но меня все равно хотели там оставить, чтобы играл в футбол за команду мастеров. С трудом удалось вырваться, но, оказалось, что совершенно напрасно: в 1960 году артучилище расформировали. Зимой устроился на радиозавод, защищал его честь в лыжных соревнованиях, а весной будущий председатель ДСО «Труд» Анатолий Семенович Солдатов привлек меня в футбольную команду.
 
А как состоялся переход в главную команду области?
 
– В конце сезона команда радиозавода, за которую тогда выступало немало и бывших игроков команды мастеров, проводила товарищеский матч со «Спартаком» и добилась победы. Мне посчастливилось забить в той встрече два мяча, после чего сразу же получил приглашение на просмотр. Уходить не хотелось, ведь только обжился на новом месте, но вызвал директор радиозавода Васильев и сказал, что поступил приказ передать меня в распоряжение ДСО «Спартак».
 
– Что осталось в памяти из тех времен?
 
– В первую очередь поездка в Саратов. В тот год нам выдали новые спортивные костюмы, которые, по всей видимости, и привлекли внимание во время прогулки по базару. А уже на стадионе (не исключено, что специально) команде предоставили раздевалку в самом конце коридора, и когда мы вернулись по окончании первого тайма, дверь оказалась взломана, а все наши вещи украдены. Кроме того, я лишился болгарской рубашки, очень модной в те времена, а защитник Николай Ковров – сумки, в которую, видимо, и сложили все похищенное. Сразу же был вызван наряд милиции, составлен акт, однако следственные мероприятия по горячим следам результатов не дали. Эта история нашла свое продолжение, когда спустя несколько месяцев нам прислали повестки в суд, но в Саратов никто так и не поехал. 
 
– Вам посчастливилось выступать бок о бок с лучшими рязанскими игроками.
 
– Да, к превеликому сожалению, многих из них уже нет с нами: Анатолия Балабанова, Геннадия Яловца, Юрия Мещерякова, Виктора Костина, Николая Коврова, Владимира Болотина, Анатолия Козлова… Именно Козлов на первых порах помогал мне освоиться в команде, давал полезные советы, ведь раннее и сам был скоростным форвардом с мощным ударом. Наш главный бомбардир Юрий Борисов очень любил принять мяч на грудь и с лёта отправить его в сетку: «пушка» у него была что надо. А главный конструктор спартаковских атак Виктор Костин и всю поляну держал под своим неусыпным контролем, и, будучи заядлым голубятником, во время игры успевал проследить и за полетом любимых птиц.
 
– Говорят, вы и сами порой выдавали голы на загляденье.
 
– Бывало и такое, но уже в областных соревнованиях, когда выступал за родную команду радиозавода. Тогда-то в одном из решающих кубковых матчей я забил мяч ударом через себя в падении. И что любопытно, наш спортивный летописец Игорь Иосифович Бурачевский запечатлел этот момент на пленку и впоследствии занял с этим снимком третье место на престижном фотоконкурсе.
 
– Валерий Федорович, а как вы познакомились с легендарным Василием Михайловичем Карцевым?
 
– Произошло это тоже на радиозаводе, где Василий Михайлович работал радио-монтажником. К футбольным делам он оставался абсолютно равнодушным, но когда у нас возникли проблемы с тренером, мы все же уговорили его. Он пришел точно в назначенное время и начал строить команду. И тут, как назло, мимо него проходил один наш полузащитничек и случайно дыхнул в его сторону. Карцев тут же подозвал его: «А ты чего тут делаешь?» 
 
– «На тренировку пришел», – последовал ответ. – «А-а-а, ну тогда я ушел». В дальнейшем, как мы ни старались исправить положение, ничего не получилось. Лишь когда ему предложили заняться подготовкой юных футболистов, он ответил согласием: «Ладно, детей буду тренировать». Правда, продолжалось это недолго.
 
– Характер у Василия Михайловича был еще тот!
 
– Действительно, человек он был специфический, цену себе знал, но какого-то высокомерия не было и в помине. Наоборот, он всегда избегал публично-сти, как-то даже стеснялся своей былой славы, поэтому на радиозаводе долгое время даже не подозревали, что рядом с ними работает заслуженный мастер спорта, один из сильнейших форвардов послевоенного футбола, автор первого забитого мяча в ворота английских профессионалов. Просто он сам по себе был такой, порой скажет, как отрежет, и поколебать его уже не представлялось возможным. Как-то на стадионе «Электрон» (ныне «Золотые купола», – Ю.М.) проходил футбольный матч, посвященный какому-то памятному событию. Участие в игре принимали и директор завода электронных приборов, и председатель профкома, и другие руководящие работники. Минут пятнадцать, наверное, Василия Михайловича уговаривали составить им компанию. В итоге он все же согласился, только вышел, как ему последовал неточный пас. Карцев немного постоял, подумал и со словами «Ну, и что я тут буду делать?» удалился. Просто он не терпел халтуры на футбольном поле, и оправданий, что играют обыкновенные любители, не принимал.
 
– Валерий Федорович, насколько мне известно, несмотря на солидный возраст, вы по-прежнему в самой гуще спортивной жизни.
 
– Спортивная закалка не позволяет запереть себя в четырех стенах, поэтому без дела не сижу, стараюсь по мере сил приносить пользу делу своей жизни. Остаюсь главным судьей первенства города среди ветеранов, исполняю обязанности секретаря детских соревнований. Кроме того, с другими ветеранами рязанского футбола Виктором Яркиным, Николаем Саморуковым, Анатолием Кудряшовым, Михаилом Копченковым, Александром Синядовым занимаемся общественной работой, встречаемся с молодыми тренерами и футболистами, передаем опыт, даем советы, оказываем помощь в проведении турниров. Частенько нас приглашают в качестве почетных гостей, что всегда приятно. А, кроме того, всегда готовы придти на помощь другим ветеранам спорта, ведь кто еще о нас позаботится, кроме нас самих?
 
Юрий МАТЫЦИН