Проект создания «города-спутника», разработанный почти десятилетие назад, реализуется не по плану
В 2010 году, когда в Рязанской области проходили выборы в областную Думу, местное отделение одной из политических партий выступило с экономической программой, заявляя, что знает, как бороться с бесконтрольной застройкой, нехваткой инфраструктуры и обветшанием инженерных сетей в областном центре. «Нужно направить все силы застройщиков, – заявили они, – на территории между Рязанью и райцентром Рыбное. Там можно строить и жилые кварталы, и коммерческую недвижимость. От центра Рязани это недалеко, и в то же время рядом будут расположены леса, поля и речная пойма».
Трудно сказать, заметили ли тогда рязанцы – как население, так и бизнес – предвыборную рекламу с этими предложениями. А поскольку партия, составившая проект, собрала на выборах всего лишь чуть больше 1% голосов, про то, что говорили ее кандидаты в депутаты, прочно забыли.
Однако прошло примерно десять лет – и что же мы видим? Расстраиваются микрорайоны Семчино и Недостоево. В полях вдоль трассы Рязань-Москва возникают коттеджные поселки, чьи названия заканчиваются на слово «дворики» – Зеленинские, Раменские, Ходынинские... Недалеко от села Ходынино выросла база большого предприятия по сортировке канцелярских товаров. А в прошлом году подписано соглашение на застройку 500 гектаров между трассой М5 и железной дорогой Рязань-Москва логистическими терминалами.
Выходит, проект реализуется, хоть и стихийно?
«Сухой порт» против кризиса
В центре Люксембурга, столице одноименного европейского государства размером в 15 раз меньше Рязанской области, стоит офис компании, которая год назад заявила, что готова излить дождь капиталовложений на определенную точку России. Это территории между постом ДПС на выезде из Рязани в сторону Москвы и железнодорожной платформой «187 км». Вначале речь шла о 4,8, а потом о 7,7 млрд рублей. На что же пойдут эти деньги? В начале 2019 года на рязанском горизонте появилась питерская девелоперская компания, которая заявила, что готова построить там массы перегрузочных терминалов и логистических складов, а также индустриальный парк под общим названием «Сухой порт Рязань».
Сказали – и сделают? В принципе, способность этих иностранных и российских бизнесменов сдержать слово проверена еще шесть-семь лет назад в Калужской области, где те же самые две компании построили похожую «Фрейт вилладж» («грузовую деревню»). С одной лишь разницей. Тогда в мировой торговле, от которой зависят грузопотоки, на которые рассчитывает «Сухой порт Рязань», не было кризиса. Между тем, в 2020–2021 годах финансовые эксперты не исключают рецессии в основных западных странах. Жаль будет, если проект не успеют запустить до ухудшения экономической ситуации. Кто знает, возникнут ли тогда обещанные «Корпорацией развития Рязанской области» три тысячи новых рабочих мест…
На сайте администрации Рыбновского муниципального района в разделе «Документация по планировке территорий» можно увидеть довольно много проектов новых объектов разной инфраструктуры – платного железнодорожного переезда в Ходынино, ответвлений железной дороги к новым заводам, новых оптоволоконных линий…
Потихоньку в соседний город перетекают «народные инвестиции» рязанцев. В Рыбном активно строится жилье – по итогам 2017 года район был на втором месте по вводу в эксплуатацию жилплощади (0,96 кв. метров на одного жителя за год). И почти половину этих квадратных метров приобретают граждане, зарегистрированные как жильцы областного центра. В результате Рыбное – один из немногих населенных пунктов региона, где численность населения не только не снижается, но и растет (2015 год – 18 969 человек, 2016 год – 19 134 человека, 2017 год – 19 265 человек).
Слияние началось...
«Располагаясь вплотную к Рязани, Рыбное является ее городом-спутником», – предвосхищая будущее, пишут авторы статьи Википедии, посвященной районному центру.
Присоединят ли в перспективе Рыбное к Рязани? С одной стороны, это не пригородная деревня и не курортный поселок Солотча, это приличного размера районный город с почти 20-тысячым населением и своей экономической основой – железнодорожным узлом и 38 промышленными предприятиями. К тому же это центр района, протянувшегося на 60 с лишним километров от заокских лесов до реки Осетр.
Однако политическая ситуация сегодня такова, что референдум для изменения границ и статуса муниципальных образований (как это было в 1999 году в Клепиковском районе и Туме) никто проводить не будет. Все эксперты сходятся на том, что как решит власть – так все и будет.
А пока транспортная инфраструктура Рыбного и Рязани «сцепляется» друг с другом с каждым годом все теснее. Из Рыбного в приближающийся областной центр можно доехать уже тремя дорогами:
1. Традиционным путем, по трассе М5 с въездом в Рязань на Московское шоссе (здесь курсируют маршрутные такси на рязанский автовокзал «Центральный» и автобусы торгового центра «М5 Молл»).
2. Через села Перекаль и Городище в район Комбайнового завода и микрорайона Недостоево (по этой дороге также курсируют микроавтобусы трех пригородных пассажирских маршрутов).
3. Через село Ходынино по автодороге к платформе Недостоево и заводу «Технофлекс» с выездом на улицу Магистральную в поселке Приокский. Пока этой трассой пользуются в основном грузоперевозчики, но благодаря рекомендациям навигаторов тут с каждым годом все больше и легкового транспорта.
Начинается объединение инженерных сетей – если не на самом деле, то хотя бы административно: например, рыбновский участок «Рязаньрегионгаза» уже входит в Рязанское территориальное отделение. Сливаются подразделения правоохранительных органов: рыбновских преступников должен ловить Рязанский межрайонный отдел следственного управления СК РФ, да и налоговая служба отнесла Рыбновский район к межрайонной инспекции № 6, работающей не в районном, а в областном центре.
Чем закончится этот процесс, покажут ближайшие годы.
Три показательных факта
27 августа 1864 года через Рыбное прошел первый поезд по железной дороге, построенной под руководством инженера Павла фон Дервиза.
В 1880 году в Рыбном проживали 1138 человек, но 146 из этих жителей на зиму уехали на заработки в Рязань, Москву и другие города – занялись «отхожим промыслом».
В 1926 году произошел пожар, уничтоживший значительную часть поселка. Начался он с того, что из паровоза вылетела искра, а сильный ветер отнес ее на соломенную крышу одного из домов.
Андрей ШАМИН