Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№06 от 12 февраля 2015 г.
Свежие новости
Набирают по объявлению
Должность главного режиссера Рязанского театра драмы снова вакантна 


 
На днях по всем информационным лентам нашего города прошло сообщение, заинтересовавшее не только культурную общественность: Рязанский театр драмы вновь объявляет открытый конкурс на замещение должности главного режиссера. Чуть больше года назад – в начале прошлого сезона – публике был представлен новый главреж – засл. арт. России Сергей Виноградов, известный столичный актер и режиссер, возглавивший театр после Жанны Виноградовой. И вот должность вакантна снова.
 
«Я приехал работать», – так убедительно высказался Сергей Виноградов на своей первой пресс-конференции в качестве главрежа Рязанского театра драмы. «Хочется вдохнуть в театр новое дыхание», – пообещал он журналистам и сформулировал свой главный принцип как разнообразие. И, действительно, три спектакля, выпущенные им за год руководства («Машенька» по Набокову, «Желания переполненного сердца» по Фейблману и «Коллекционер» по Фаулзу), как и спектакли, поставленные до этого (артхаусная «Моя любимая обезьянка» или шекспировская «Алхимия любви») – вызвали интерес у самой разной публики: от любителей классической литературы до продвинутой молодежи.
 
Но, судя по всему, не менее разнообразными оказались и другие занятия Виноградова, находящиеся за пределами Рязани и требовавшие от медийной личности все больше внимания и времени. Причина «расставания» с рязанским театром вполне обычная – контракт был заключен на год и после его истечения он просто не был продлен по обоюдному согласию. Впрочем, когда главреж этой осенью не появился на открытии сезона, многие уже были готовы к такому развитию событий.
 
Непонятно, появится ли еще в афише спектакль «Желания переполненного сердца», который главреж ставил «под себя»
 
Огорчает и то, что уход Виноградова влечет за собой и объективные сложности. Непонятно, появится ли еще в афише спектакль «Желания переполненного сердца», который главреж ставил «под себя», исполнив в нем одну из центральных ролей. Также полюбился рязанцам Сергей Виноградов в роли дяди Вани в одноименном спектакле по Чехову. Но, как уверил «Новую» директор театра Семен Гречко, он не оставляет надежды на сохранение спектаклей в репертуаре, надеясь, что график артиста позволит ему играть и на нашей сцене. 
 
Рязанская история, к сожалению, иллюстрирует общую проблему театральной России: крайний дефицит главных режиссеров. Не только периферийные, но и известнейшие столичные театры то и дело оказываются «без руля», переживая громкие скандалы, связанные с руководством. Сейчас, когда контракт с режиссером заключается директором, весы власти постепенно смещаются. Но роль главного режиссера, который продумывает репертуарную линию, художественную программу и перспективы развития, – неоспорима. Наверное, увы, минуло то время, когда худрук фактически являлся лицом театра, вкладываясь в его развитие десятилетиями. Более тридцати лет руководил Московским театром имени Маяковского Андрей Гончаров, а Георгий Товстоногов – возглавлял Большой драматический. Ленком не представим без Марка Захарова. А для рязанцев театр кукол – это театр Валерия Шадского.
 
В современных же условиях режиссеру гораздо выгоднее не засиживаться на месте и работать в разных городах, нежели взваливать на себя груз забот и обязательств. Но хочется надеяться, что Рязанский театр драмы найдет такого человека. В конце концов, один из старейших театров России, сильная труппа и зрители, остающиеся верными рязанской Мельпомене, этого достойны.
 
Комментарий
 
Семен ГРЕЧКО, директор Рязанского театра драмы


 
– Ситуация вполне нормальная. У Сергея Виноградова был срочный трудовой договор на год, срок которого закончился в октябре. Буду честен, мы обсуждали с ним нашу совместную деятельность, насколько это реально или нет. И мирно расстались. Согласно Уставу нашего театра главного режиссера назначает директор, но выбирается этот человек на конкурсной основе. Поскольку с Виноградовым договор закончился, то однозначно был бы конкурс. Другое дело, если бы Сергей Александрович захотел остаться, то в этом случае у него были бы определенные преференции, поскольку человек уже поработал в этой должности. Но дело в том, что Сергей Виноградов в силу своего таланта очень востребован: и на телеэкране, и как режиссер, и в антрепризах, и в театре имени Моссовета. Естественно, совмещать все и выполнять при этом функции главного режиссера очень тяжело. Мы пытались найти дальнейшие способы сотрудничества и пока остановились на том, что постараемся работать с ним и дальше как с режиссером-постановщиком.

Вообще ситуация с главными режиссерами в России весьма непростая. Престиж профессии потерян. Гораздо проще не иметь никакой ответственности, а приехать, поставить и уехать. К сожалению, редкие режиссеры отслеживают свои постановки после выпуска спектакля. По нашему опыту могу сказать, что на сегодня к нам приезжают только два режиссера смотреть свои спектакли: Гульнара Галавинская, выпустившая «Короля Лира», и Сергей Бобровский, представивший «Чайку».

15–16 января в Москве собирались 156 представителей Гильдии театральных менеджеров: директора, худруки. И там также обсуждалась эта проблема. Более того, с директорами та же история. Найти директора в театр – не менее сложно! Нам приводили пример, что Константин Райкин пытался открыть в своей школе курс обучения руководителей театра: они были готовы платить стипендию, «квартирные» деньги. В результате с трудом набрали 12 человек!

Но должен сказать, что к нам заявки уже поступают, люди интересуются. Мы разместили информацию на сайте Союза театральных деятелей, ведем переговоры с Гильдией режиссеров России, чтобы они также дали нашу информацию. Документы принимаются до середины апреля. Думаю, мы найдем достойного человека, который был бы заинтересован и в сохранении наших традиций, и в развитии в духе современных тенденций.
 
Вера НОВИКОВА