Должность главного режиссера Рязанского театра драмы снова вакантна
На днях по всем информационным лентам нашего города прошло сообщение, заинтересовавшее не только культурную общественность: Рязанский театр драмы вновь объявляет открытый конкурс на замещение должности главного режиссера. Чуть больше года назад – в начале прошлого сезона – публике был представлен новый главреж – засл. арт. России Сергей Виноградов, известный столичный актер и режиссер, возглавивший театр после Жанны Виноградовой. И вот должность вакантна снова.
«Я приехал работать», – так убедительно высказался Сергей Виноградов на своей первой пресс-конференции в качестве главрежа Рязанского театра драмы. «Хочется вдохнуть в театр новое дыхание», – пообещал он журналистам и сформулировал свой главный принцип как разнообразие. И, действительно, три спектакля, выпущенные им за год руководства («Машенька» по Набокову, «Желания переполненного сердца» по Фейблману и «Коллекционер» по Фаулзу), как и спектакли, поставленные до этого (артхаусная «Моя любимая обезьянка» или шекспировская «Алхимия любви») – вызвали интерес у самой разной публики: от любителей классической литературы до продвинутой молодежи.
Но, судя по всему, не менее разнообразными оказались и другие занятия Виноградова, находящиеся за пределами Рязани и требовавшие от медийной личности все больше внимания и времени. Причина «расставания» с рязанским театром вполне обычная – контракт был заключен на год и после его истечения он просто не был продлен по обоюдному согласию. Впрочем, когда главреж этой осенью не появился на открытии сезона, многие уже были готовы к такому развитию событий.
Непонятно, появится ли еще в афише спектакль «Желания переполненного сердца», который главреж ставил «под себя»
Огорчает и то, что уход Виноградова влечет за собой и объективные сложности. Непонятно, появится ли еще в афише спектакль «Желания переполненного сердца», который главреж ставил «под себя», исполнив в нем одну из центральных ролей. Также полюбился рязанцам Сергей Виноградов в роли дяди Вани в одноименном спектакле по Чехову. Но, как уверил «Новую» директор театра Семен Гречко, он не оставляет надежды на сохранение спектаклей в репертуаре, надеясь, что график артиста позволит ему играть и на нашей сцене.
Рязанская история, к сожалению, иллюстрирует общую проблему театральной России: крайний дефицит главных режиссеров. Не только периферийные, но и известнейшие столичные театры то и дело оказываются «без руля», переживая громкие скандалы, связанные с руководством. Сейчас, когда контракт с режиссером заключается директором, весы власти постепенно смещаются. Но роль главного режиссера, который продумывает репертуарную линию, художественную программу и перспективы развития, – неоспорима. Наверное, увы, минуло то время, когда худрук фактически являлся лицом театра, вкладываясь в его развитие десятилетиями. Более тридцати лет руководил Московским театром имени Маяковского Андрей Гончаров, а Георгий Товстоногов – возглавлял Большой драматический. Ленком не представим без Марка Захарова. А для рязанцев театр кукол – это театр Валерия Шадского.
В современных же условиях режиссеру гораздо выгоднее не засиживаться на месте и работать в разных городах, нежели взваливать на себя груз забот и обязательств. Но хочется надеяться, что Рязанский театр драмы найдет такого человека. В конце концов, один из старейших театров России, сильная труппа и зрители, остающиеся верными рязанской Мельпомене, этого достойны.
Комментарий
Семен ГРЕЧКО, директор Рязанского театра драмы
– Ситуация вполне нормальная. У Сергея Виноградова был срочный трудовой договор на год, срок которого закончился в октябре. Буду честен, мы обсуждали с ним нашу совместную деятельность, насколько это реально или нет. И мирно расстались. Согласно Уставу нашего театра главного режиссера назначает директор, но выбирается этот человек на конкурсной основе. Поскольку с Виноградовым договор закончился, то однозначно был бы конкурс. Другое дело, если бы Сергей Александрович захотел остаться, то в этом случае у него были бы определенные преференции, поскольку человек уже поработал в этой должности. Но дело в том, что Сергей Виноградов в силу своего таланта очень востребован: и на телеэкране, и как режиссер, и в антрепризах, и в театре имени Моссовета. Естественно, совмещать все и выполнять при этом функции главного режиссера очень тяжело. Мы пытались найти дальнейшие способы сотрудничества и пока остановились на том, что постараемся работать с ним и дальше как с режиссером-постановщиком.
Вообще ситуация с главными режиссерами в России весьма непростая. Престиж профессии потерян. Гораздо проще не иметь никакой ответственности, а приехать, поставить и уехать. К сожалению, редкие режиссеры отслеживают свои постановки после выпуска спектакля. По нашему опыту могу сказать, что на сегодня к нам приезжают только два режиссера смотреть свои спектакли: Гульнара Галавинская, выпустившая «Короля Лира», и Сергей Бобровский, представивший «Чайку».
15–16 января в Москве собирались 156 представителей Гильдии театральных менеджеров: директора, худруки. И там также обсуждалась эта проблема. Более того, с директорами та же история. Найти директора в театр – не менее сложно! Нам приводили пример, что Константин Райкин пытался открыть в своей школе курс обучения руководителей театра: они были готовы платить стипендию, «квартирные» деньги. В результате с трудом набрали 12 человек!
Но должен сказать, что к нам заявки уже поступают, люди интересуются. Мы разместили информацию на сайте Союза театральных деятелей, ведем переговоры с Гильдией режиссеров России, чтобы они также дали нашу информацию. Документы принимаются до середины апреля. Думаю, мы найдем достойного человека, который был бы заинтересован и в сохранении наших традиций, и в развитии в духе современных тенденций.
Вера НОВИКОВА