В рязанском театре поставили весенний водевиль для взрослых
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Хороший спектакль – как первоклассный хит: запоминается с первых нот, встречается аплодисментами, крутится «на языке» и постоянно оживает в памяти летучими ассоциациями. Два года назад белорусский режиссер Олег ЖЮГЖДА выпустил в Рязанском театре кукол «…И наказанiе» – спектакль, ставший номинантом театрального хит-парада «Золотая маска». Достоевский затянул всерьез и надолго: после просмотра в уличной толпе еще долго мелькали сутулые раскольниковы, и навязчиво звучал старинный городской романс «Ах, васильки, васильки…», рефреном проходящий через все действо. Сегодня рязанские театралы разучивают свежий театральный хит – «Снился мне сад в подвенечном уборе...». Автор – Антон Чехов. Постановка – Олега Жюгжды. Исполнитель – Рязанский театр кукол. Премьера состоялась 6 марта.
Ах, водевиль!..
Спектакль по-настоящему чеховский: от первой ноты вальса, звучащего в фойе перед началом спектакля, до прощального взмаха дирижерской палочки концертмейстера. Словно извлекли из архивов нетронутую временем фотопластину. И вся вековая толщь прожитого оказалась лишь легкой патиной благородного серебра.
Звучит третий звонок, поднимается занавес, и… режиссер держит паузу. Дает залу несколько секунд, чтобы прочувствовать, погрузиться в атмосферу (художник Людмила Гензе). Зрительский взгляд словно скользит по застывшей фотографии: городской сад, строгая колоннада, изящные решетки ворот и тенистые аллеи, теряющиеся в густой зелени. Благородная публика: пышные бакенбарды господ и игривые локоны дам, кокетливо вздернутые подбородки и игривые взгляды, струящийся шелк и белоснежное сукно отглаженных костюмов. И последний штрих: старинный романс «Звезды на небе», словно слетевший с граммофонной пластинки хрустальным сопрано Ольги Ковалевой.
Начальная строчка этого романса: «Снился мне сад в подвенечном уборе…» – и дала название всему спектаклю, в основу которого легли хрестоматийные чеховские произведения «Загадочная натура», «Предложение», «Драма», «Медведь». Не связанные между собой истории роднит легкость, весенний каприз, интеллигентный юмор и фирменная чеховская ирония. Сведенные и жанрово, и стилистически, четыре эпизода сложились в классический водевиль с песнями и танцами.
Появляются даже сквозные персонажи вроде слуги Луки, который переходит из истории в историю, ведомый актером Сергеем Мавриным. Гармонично смотрится гуляющая по саду и поющая публика. И чуть ли не главным героем становится музыка (композитор Альбина Шестакова)! Она задает настроение, оттеняет, расставляет акценты и рисует характеры. Все вокальные партии, которыми насыщена постановка, исполняются актерам вживую. Вживую играет и сводный оркестр: фортепиано, скрипка, контрабас, флейта, балалайка – созданный силами музучилища, артистов и работников сцены театра кукол.
Движимый музыкой спектакль разыгрывается живо, с изрядной дозой эксцентрики и подкупающим обаянием. Действие выстроено буквально по нотам. Жесты, мимика, взгляды – все имеет значение. Игра не отпускает ни на секунду. Следить надо за всеми и сразу. За людьми. За куклами. И особенно за взаимодействием между ними. Даже секундное (вроде бы случайное) переглядывание куклы и кукловода может придать совершенно иной смысл словам. А передача куклы из одних рук в другие меняет расстановку сил. Тем самым действие разворачивается сразу в нескольких плоскостях, каждая из которых рождает свою историю.
Играя размерами кукол: от ладошки до человеческого роста – режиссер то раздувает страсти, то сводит на нет наше разросшееся самомнение. Но независимо от величины каждый кукольный персонаж занимает свое место в сложной партитуре спектакля. Выполненные с богатой фантазией, они помогают сплести главную водевильную интригу, построенную на неожиданном преображении характеров и поворотах сюжета.
«Опишите меня, Вольдемар!»
За последним, кстати, пристально следит еще один объединяющий персонаж – Вольдемар, начинающий писатель, не расстающийся с записной книжкой и расставляющий точки во всех четырех отрывках (Василий Уточкин). Он появляется в первом рассказе «Загадочная натура». И сразу попадает в пылкие объятья особы с поистине «широкой» натурой: «оживить» эту ростовую куклу, пышногрудую и крутобедрую, смогли лишь две актрисы сразу (Евгения Маврина и Анна Лисина). Но сорвать эту распустившуюся розу (о чем недвусмысленно намекает и силуэт, и пышные цветы на платье) хрупкому Вольдемару не под силу. Злой рок – в виде богатеньких генералов, выскакивающих прямо из подарочных коробок, – не дает раскрыться загадочной душе томной блондинки. Только и остается вздыхать: «Опишите меня, Вольдемар!».
«О, женщины, вам имя – вероломство!» – констатирует писатель и переносится в новую – усадебную – новеллу. История сватовства одного помещика к дочери своего соседа, перерастающая в земельные и имущественные скандалы, рассказана сочно и ярко. Поминутно ссорящаяся и мирящаяся парочка (Валерий Рыжков и Светлана Кострикина) выясняет отношения, отбросив всякую скромность: с пылом и треском – разрывая спорный кусок земли на две половинки. Масла в огонь подливает будущий тесть, роскошно сыгранный Андреем Абрамовым. Словом, «начинается семейное счастье», записывает на полях писатель.
Ну а дальше разыгрывается настоящая драма между литератором (Сергей Захарчев) и графоманкой Мурашкиной (совершенно преобразившийся в лучших традициях «Тутси» Валерий Рыжков). Львиная доля эпизода отводится сочинению г-жи Мурашкиной «Слезы и жемчуга, или Обретенное счастье». Уморительная пьеса, лишь пунктирно намеченная Чеховым, была дописана самим режиссером.
– Половина пьесы «Обретенное счастье» – это мое творчество, – рассказывает Олег Жюгжда. – У Чехова произведение Мурашкиной никак не называется, и лишь частично обозначены только главные персонажи. Что они делают и что говорят, конкретно не ясно. Поэтому была сделана этакая легкая стилизация с хулиганскими выходками вроде кукольного театра. Антон Павлович, по-моему, обожал такие нелепицы. Все его записные книжки полны подобными вещами, потом все это оказывалось в рассказах, пьесах.
В результате пока зрители хохочут над кукольной драмой, разыгранной в малых декорациях Большого театра, бедный литератор наливается яростью и готовит страшную казнь графоманке. И, как известно, «присяжные его оправдали», сообщает приговор писатель.
В финальном эпизоде – «Медведь» – не на жизнь, а на смерть сталкиваются оскорбленная вдовушка (Татьяна Дубовикова) и взбешенный кредитор (Валерий Скиданов). Не последнюю роль играет и сам почивший муж, взирающий на скороспелую любовь с немой укоризной Командора (Андрей Абрамов). Шум, гам, пистолетные выстрелы, лихой канкан, поцелуи – страсти захлестывают и кукол, и людей.
«Нет ничего трудней, чем написать водевиль», – подытоживает писатель Вольдемар. «Водевиль трудно и поставить», – признается потом в интервью режиссер Олег Жюгжда. Зато смотреть – легко, одно удовольствие.
Вера НОВИКОВА