Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№10 от 12 марта 2020 г.
Танцы на хрупком барреле
 Как рязанцы восприняли обвал рубля и насколько взлетят цены на товары, привязанные к валютному курсу

1994, 1998, 2014, 2020… Даты различных «черных» вторников, понедельников и четвергов откладываются в памяти жителей России, в том числе и рязанцев, раз за разом напоминая старую новозаветную притчу. Суть ее в том, что нельзя считать незыблемым то, что стоит не на камне, а на норовящей покатиться в сторону нефтяной бочке (barrel). В данном случае речь идет о российском рубле. 

Ажиотаж нам только снится

Обвал рубля произошел 9 марта – в день, который в России оказался выходным из-за попадания Международного женского дня на воскресенье. Погода в этот день в Рязани была хорошей, многие наши земляки отправились на пикники, шашлыки и прогулки – поэтому об экономическом катаклизме узнали только вечером или вообще на следующий день, выйдя на работу.



– На сколько, на сколько упал? – спрашивали они, смотря на табло перед обменными пунктами с цифрами вроде «68.17» и «74.26». 

И произведя в уме подсчеты, облегченно вздыхали: 

– Ну, это все-таки только 12 или 13 процентов. Не сразу 50 процентов, как пять лет назад. Впрочем, это только один день. Неизвестно, что будет дальше… 

Насчет причины, почему рубль обвалился, сомнений не было: все видели, что сильно подешевела нефть. А поскольку 73,6 миллиона жителей Земли, в том числе почти миллион россиян, подписаны на твиттер Дональда Трампа, запись о том, что «спор Саудовской Аравии и России о потоках нефти, а также фейк ньюс заставили упасть рынки», объяснила им все окончательно.

В рязанских банках перед окошечками, где меняют валюту, впервые за пару лет появились небольшие – по 3–4 человека – очереди.

10 марта падение продолжилось – доллар на бирже добрался до отметки в 72 рубля, евро – до отметки в 81 рубль.  

11 марта на табло в обменных пунктах горело «72.10» и «81.30». Ажиотажа не наблюдалось – все, кто хотел успеть что-то купить «на взлете», уже это сделали. 

Расти, но не сейчас

Что в это время творилось в рязанских магазинах?

Большинство из больших торговых предприятий в нашем городе называются «сетевыми», поскольку принадлежат они федеральным торговым сетям. Соответственно, цены им спускают «сверху» – и за первые три дня кризиса никаких особо ценных указаний оттуда не пришло. Правда, в некоторых продуктовых магазинах исчезли кое-какие импортные алкогольные напитки (богатые рязанцы, не желавшие терять на разнице курсов, постарались), а в технических центрах расхватали кое-какие расходные материалы – от пылесосных мешков до картриджей к лазерным принтерам.  

– Нет, цены на большинство товаров вырастут не сейчас, а при поступлении следующей партии, – поделились в одном из магазинов бытовой техники, управляющихся из Рязани. – С каждым кризисом, сопровождающим падение курса рубля, мы боремся одним и тем же способом: во-первых, стараемся брать более крупные партии по более низкой оптовой цене, а во-вторых, искать фирмы-производители с более дешевыми аналогами плейеров, миксеров или микроволновок.

Рязанские застройщики поспешили заявить, что цены на квартиры скоро поднимутся. Во-первых, они боятся подорожания стройматериалов с импортными компонентами, а во-вторых, импортную сантехнику и «умные системы» тоже никто не отменял:   

– Особенно сильно может вырасти стоимость высокотехнологичного оборудования: систем отопления и водоснабжения, лифтов, запасных частей к строительной технике, – заявила пресс-служба одной из строительных компаний. 

Подъем стоимости квадратного метра жилья в бюджетном сегменте в ближайшие полгода, если новые курсы сохранятся, ожидают на 12–17%. Конечно же, страдающие от недопродаж застройщики постараются оттянуть подорожание. Потому что тогда рынок вообще может остановиться, а это не интересно ни риэлторам, ни тем более рабочим строительных бригад. 
Андрей ШАМИН