Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№10 от 12 марта 2020 г.
Под звуки кастаньет
 День рождения областной филармонии отметили испанскими страстями, французским шиком и впечатляющим дебютом

Свой день рождения Рязанская филармония всегда встречает в рабочем режиме, готовя праздник для зрителей. На этот раз 4 марта гостей вечера ожидал особый подарок: концертное исполнение, пожалуй, самой популярной оперы в мире – «Кармен» Ж. Бизе.

Концертное исполнение оперы – мероприятие масштабное и трудозатратное. Праздничный концерт филармонии объединил солистов московских музыкальных театров, Рязанский губернаторский симфонический оркестр под управлением Сергея Оселкова и Рязанский камерный хор. Более сотни участников, яркое трехчасовое действие, полный зрительный зал, цветы и долгие овации!.. Но когда такие большие проекты заканчиваются, всегда становится немного грустно: трудно сказать, когда еще на рязанской сцене смогут сойтись воедино столько творческих сил.


Финальный поклон

«Тореадор, смелее!»

Поэтому тем в большем выигрыше могут себя чувствовать зрители-счастливчики. Наблюдая, с каким энтузиазмом публика аплодирует известным ариям и, расходясь по домам, продолжает напевать популярные мелодии, даже не верится, что первый показ «Кармен» в свое время вызвал негативные отзывы. К концу представления, по воспоминаниям современников, в зале остались лишь друзья и сторонники композитора. Историю нелегкого пути будущего оперного шедевра вспомнил перед концертом лауреат международных конкурсов Александр Суханов, солист Ярославской филармонии, исполнитель партии Эскамильо:

– «Кармен» – это уникальное произведение, оно популярно и любимо публикой во всем мире. Кстати, вчера опере исполнилось 145 лет: 3 марта 1875 года она была представлена в парижской «Опера-Комик». Однако из-за сюжета, который посчитали фривольным, «Кармен» публика не приняла, и опера была снята с репертуара. За это время композитор, к сожалению, умер, так и не узнав, какой успех уготован его сочинению: Жорж Бизе ушел из жизни через три месяца после премьеры. Но прошло время, и «Кармен» начала свое триумфальное шествие по мировым сценам. Сегодня эта опера прозвучит в Рязани с замечательными солистами и прекрасным оркестром под управлением Сергея Оселкова.

– Александр, вы уже давно сотрудничаете с Рязанской филармонией. Чем привлекает наш город?

– Да, если график позволяет, я с удовольствием отзываюсь на все приглашения и с большим удовольствием приезжаю в Рязань. Здесь для меня уже сложилась определенная атмосфера, очень комфортно работать: профессиональный оркестр, отзывчивая публика. Я приезжаю в Рязань уже более пяти лет и наблюдаю, как растет и совершенствуется оркестр. В его репертуаре появляются новые интересные произведения. Оркестр берется за масштабные проекты: оперные постановки, фестивали – и с успехом их осуществляет. Могу сказать, что не каждый региональный коллектив имеет такие возможности.

– Сегодня опера будет исполняться на французском языке. Как в этом случае организуется языковая подготовка?

– Идет очень активный тренинг. В первую очередь, конечно, разбирается текст, желательно с коучем, носителем языка. Может быть, даже с оперным коучем, поскольку речевой французский язык несколько отличается от вокального. Конечно, обязателен подстрочник, каждое слово должно быть понятно. Нужно понимать и чувствовать, о чем поешь.

– Лично для вас, о чем это произведение?

– Конечно же, о самых ярких, пламенных чувствах, которые могут испытывать мужчина и женщина. Страсть, ревность, любовь – здесь есть все!

«Одичалая прелесть»

Вся эта палитра чувств развернулась перед рязанским зрителем в знаменитом любовном треугольнике: бесстрашный тореадор Эскамильо, яркий образ которого представил Александр Суханов, мучимый ревностью Хозе, в роли которого выступил солист «Геликон-оперы» Виталий Серебряков, и, конечно, роковая красавица Кармен. 


За кулисами. Полина Шамаева и Александр Суханов. Момент перед выходом на сцену

«И твоя одичалая прелесть – Как гитара, как бубен весны!», – писал о Кармен Александр Блок. В Рязани в этой роли дебютировала солистка Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова Полина Шамаева. Для певицы это было первое выступление в роли Кармен, но она провела партию уверенно и естественно, а ее чувственное меццо-сопрано буквально заворожило зрителей.

– Я рада, что мой дебют в «Кармен» состоится именно на рязанской земле, – признается Полина Шамаева. – Мне очень нравится атмосфера этого зала, оркестр, рязанская публика. Я серьезно готовилась к роли, потому что партия серьезная и по объему, и по развитию характера героини. Образ непростой и его надо сделать очень тонко. Надеюсь, что сегодня все удастся, хочется подарить зрителям радость. И для этого мы сегодня сделали интересную номерную структуру: ведущий будет предварять наши действия и пояснять происходящее. Мы решили, что это оправдано, поскольку опера будет исполняться на французском. Думаю, публике будет интересно, как артисты раскроют образы, представленные ведущим.

– В чем залог успеха таких концертов, когда приезжают солисты из разных театров и для совместных репетиций есть буквально пара дней?

– В отличие от меня многие исполнители уже пели свои партии, так что в целом задача всем понятна. Все солисты – профессионалы, поэтому мы понимаем друг друга и оркестр с полуслова. Как правило, когда проводится каста на такие концерты, то художественный руководитель (здесь это маэстро Сергей Оселков) уже знает, кого лучше пригласить. Должен быть не только высокий вокальный и актерский уровень, но учитываются и личностные, человеческие качества. Это тоже очень важно, чтобы почувствовать друг друга. На репетиции и сейчас за кулисами мы договариваемся между собой, как лучше выстроить мизансцены. А дальше работаем по вдохновению!

– Чье исполнение партии Кармен на оперной сцене вы можете назвать эталонным для себя?

– Из современных исполнительниц мне очень интересно, как делает эту партию Элина Гаранча. Вообще я стараюсь найти французских исполнительниц, потому что для меня важно, как это будет звучать на родном языке. Сейчас не очень много французских певиц, которые поют меццо-сопрано. Хочется быть максимально приближенной к оригинальному тексту.

– Каково ваше личное отношение к роли Кармен? Близка ли вам героиня?

– Эту партию невозможно подготовить сразу, она, как бриллиант, может оттачиваться всю жизнь. И каждый выход на сцену привносит в нее что-то новое. Я много готовилась, репетировала. Сегодня мы работаем без режиссера. Не знаю, к сожалению это или к счастью, но можно выразить то, что ты хочешь показать в этой партии: страсть, пылкость, открытость. Кармен открыто заявляет о своих чувствах: если любит, то всем сердцем, если презирает, то все душой. И, конечно, в этой опере очень сильный трагический финал, который хочется прожить и вовлечь в этот процесс публику.

Моя героиня мне очень близка. Это та партия, о которой я мечтала много лет. До этой роли нужно «вырасти», нужно прочувствовать определенные жизненные моменты, понять, что для тебя любовь. И что такое ненависть!.. В этой опере, действительно, от любви до ненависти один шаг, и Кармен его совершает. Так что такие партии требуют серьезного жизненного опыта, испытания определенными событиями. Оперные певцы переносят свою жизнь на сцену и, наоборот, транслируют творчество в жизнь. В этом счастье нашей профессии!

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА