Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 12 апреля 2018 г.
Квартет за 25 миллионов
 Рязанские театры рассказали, где купить зерно роли после 22:00

3 апреля на сцене Рязанского театра драмы служители Мельпомены отметили Международный день театра. Ведущие коллективы города посвятили своему профессиональному празднику Большой капустник. Разыгранный «В четыре руки», он в итоге превратился в «масштабный актуальный музыкально-танцевальный спектакль» с «котом Базилио или его эквивалентом». А начиналось, впрочем, все совсем невинно: с пустой болтовни в популярном мессенджере.




Театр драмы создал беседу «Вишневый чат». Добавил Театр на Соборной. Добавил театр кукол. Добавил Музыкальный театр. Поболтали, посмеялись, поскучали, позевали. Пригласили в беседу министерство культуры и туризма Рязанской области. И понеслось! С начальством не заскучаешь. Спектакль современный, возможно, сказка, а еще лучше мюзикл, но для подростков, чтобы по хайпу, – слабо?! Задачка не из легких, для всех четырех театров сразу. 

Да и бюджет заманчивый – 25 миллионов. Правда, есть одно «но»: техзадание на 20 листах. Это раньше творческий процесс держался на «хрупких ножках вдохновения». А теперь есть потребитель, жаждущий услугу. И заказчик, который все распишет по пунктам. 

Техзадание свалилось на подвизавшихся артистов, буквально, как снег на голову. Рассыпалось по сцене внушительной стопкой. Но, взявшись за гуж, придется выполнять.

После такого эффектного «WhatsApp» зачина, ставшего, пожалуй, коронным номером всего вечера, театры взялись за реализацию заказа, вставляя в него свои «капустные» номера.

При детальном изучении техзадания оказалось, что название для будущего спектакля всем хорошо знакомо – «Золотой ключик, или Приключения Буратино». С основными целями тоже все понятно: «возрождение… стимулирование… объединение… развитие…», а главное «повышение статуса культуры в Рязанской области». И помочь этому может лишь привлечение звезды. А кто у нас главная звезда? Нет, не Бузова. Впрочем, нашего министра культуры и туризма Бузовой не напугаешь. Виталий Попов и отшутился хорошо, и свою звездную миссию выполнил на отлично: вручил все присужденные по торжественному случаю награды.

Воодушевленные премиями артисты легко разобрались и с первым требованием: чтобы в завязке спектакля были песенки и танец (выручил, конечно, музыкальный театр, исполнив куплеты Дугласа из оперетты «Донья Жуанита»). Ну, а дальше техзадание завернулось настолько замысловато, что пришлось устроить настоящий спиритический сеанс и вызывать на подмогу Образцова, Станиславского и Шаляпина. По ходу дела рязанским зрителям наглядно объяснили, чем «тужиться» отличается от «пыжиться». Но не все, наверное, пыжились на совесть, потому что с первого раза промахнулись и попали в театральную справочную: «Если у вас есть проблемы со сверхзадачей, нажмите 1. Хотите узнать, где купить зерно роли после 22:00, нажмите 2. Не можете месяц выйти из образа, набирайте 03. Если у вас остались вопросы, пыжьтесь дальше».

И дальше дело пошло уверенней. Вдохновившись духом Образцова, театр кукол создал номер буквально на коленке, лишний раз убедив, что «кроме рук с головой для работы есть у кукольника еще ноги». Театр на Соборной, переживающий сейчас эпоху реставрации, продемонстрировал, как выглядит спектакль в ремонтирующемся здании. Княжна Мери, Печорин, грузчики, рабочие, бетон, цемент, грохот, пыль, штукатурка и даже тело, неудачно сорвавшееся со строительных лесов, – все смешалось в доме на Соборной.




Театр драмы охотно взялся исполнить требование о том, что будущая постановка помимо художественной ценности должна иметь и ярко выраженную социальную окраску. Объявив программу социальной реабилитации для девушек с низкой социальной ответственностью, артисты провели кастинг Мальвин среди дам легкого поведения. И поскольку техзадание требовало еще и «актуалочку на злобу дня», решили еще раз наступить на больную мозоль: кот Базилио, лиса Алиса и Буратино отправились с видео-рейдом на Театральную площадь, которая по субботам превращает в площадь Базарную.

Не обошлось на всеобщем капустнике и без самокритики: бубнящие театральные бухгалтера с трудом смогли отчитаться, куда и на что были растрачены освоенные миллионы.

А Шекспир, с упреком бросив Толстому и Пушкину: «Это вы, русские, во всем виноваты», – добавил реальную «актуалочку». Оказалось, с высокой степенью вероятности, что Россия несет ответственность за отравление отца Гамлета и Гертруды…

В общем, казалось, все требования соблюдены, и постановка под смех зрителей счастливо катится к финальной массовой сцене, но председатель Рязанского отделения Союза театральных деятелей РФ Константин Кириллов раскрыл последнюю карту: все это шутка. Но значит, должна быть и доля правды. Шутка «в четыре руки» прошла с успехом, может, стоит взяться и всерьез?..

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА