Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№18 от 12 мая 2011 г.
Увидеть Париж и не умереть
Фотограф Андрей Павлушин продолжает цикл «Обратный билет»



Выставка рязанского фотографа Андрея Павлушина «Париж, Париж…», открывшаяся 30 апреля в МКЦ, по счету у него 22-я. Это уже признанный мастер фотографии с архивом, исчисляющимся терабайтами.

Большинство его снимков – лики земли Рязанской. У него несколько книг, альбомы, буклеты, календари и прочая полиграфия о здешней жизни. Эта же выставка из жанра «как там у них за бугром».


Когда-то этот жанр был экзотичен. Те времена определены фразой «Увидеть Париж и умереть». Не в том смысле, чтобы купить место (впрок) на престижном кладбище Пер Лашез, а в том смысле, чтобы ну хоть одним глазком посмотреть на другую жизнь, убедиться в ее реальности. По годам недалекие, времена те уже былинные. Сейчас та, «другая жизнь», уже есть местами и у нас здесь. Да и нашего народа побывало там немало.

Зарубежные снимки давно потеряли ауру экзотики, как джинсы и жвачка. О той, прежде неведомой и недоступной нам их жизни мы знаем не меньше, чем они там сами о ней знают.

Практически все, кто бывает за рубежом, возвращаются с фотографиями типа: «Вот я и шикарный отель», «Вот я и верблюд в пустыне», «Вот я и белая яхта». А фотографии зарубежа, сделанные другими,  рассматривают с позиции: да, вот здесь мы были, сюда собираемся, а вот на это пока денег нет.

В таком контексте выставлять фотографии Парижа можно, если в них есть нечто большее, чем просто туристские впечатления. У Андрея этого «больше» в избытке. Это внимательный, влюбленный взгляд художника, владеющего мастерством и портретной съемки, и жанровой, и пейзажной. И неважно «где» – интересно «что» он снимает.

И все же тут Париж, Париж…

Открытие выставки прошло перед концертом фестиваля французской песни «Шансон» и понятно, что зрителями стали люди с пристрастным отношением к столице Франции. Вернисаж прошел необычно, ребята из агентства «Papriсo» устроили световое шоу и перфоманс в виде экскурсии, которую проводил по Парижу сам автор с переводчиком. Рассказ о городе звучал по-французски, на фоне джазовых импровизаций группы «Feelin`s», что придавало происходящему особый шарм.

Но все же выставка не для знатоков, а для всех и каждого. У фотографий нет обычных для выставок подписей: нет смысла уточнять, что это Елисейские поля – это просто красивый городской пейзаж; нет смысла уточнять, кто это – бомж или профессор – это просто красивый пожилой парижанин, которого любят голуби. А это городская скульптура – не памятник кому-то, а просто необычный объект. А это лестница, ведущая не обязательно на Монмартр, а куда-то вверх. Это – музыкант, это – влюбленные, это – уличный актер, это – кафе, это – метро. И все вместе это – Париж, Париж… Город красивых людей и красивых зданий. Город, который хочется увидеть и не обязательно потом умирать. А жить среди таких же улыбчивых людей, и чтоб улицы были опрятны, и чтоб в музее можно было сидеть на полу, и чтоб не бить себя в грудь «мы лучшие», потому что это заклинание уже не нужно.

Рассказывать о фото с выставки – это как пересказывать кино. Вот идет он и видит: уличный торговец каштанами удивлен запросам покупателя, а чуть дальше футболист демонстрирует виртуозное владение мячом и чем-то похож на птицу, и снег выпал и подчеркнул утреннюю тишину сквера. И карусель крутится разноцветным цилиндром, и дети заворожено рассматривают рождественскую витрину, и колоритный негр жонглирует бутылками, и одинокий человек сидит за столиком уличного кафе с бокалом вина и думает о чем-то своем. Образы, знаки жизни людей большого города. Ты погружаешься в нее и какое-то время живешь там, в Париже, в той завораживающей атмосфере большого, разнообразного по содержанию, но одинаково доброго по отношению к тебе города. И по фотографиям, как по «обратному билету», хочется вернуться туда, где уже прежде бывал, подышать, чтобы жить дальше. Привезти из Парижа не только новую шляпку, но и воздух свободы.

Искусство созидательно – оно дает заряд для действия, даже если это просто желание изменить что-то, следуя заданному посылу. Потом желание обязательно породит действие, пусть поначалу маленькое, но действие, а главное – начать.  Если этого заряда нет – это не искусство, а ремесленная поделка на тему «увы, се ля ви», от чего лишь тоска и уныние, подписывающие эту же самую безысходную селявуху.

Работы Андрея – это искусство! Он фиксирует красоту и транслирует ее нам. Удачно транслирует в настоящее время, иное от того, когда было четкое разделение на возможное «там» и невозможное «тут». Транслирует заряд на лучшую жизнь здесь и сейчас! Его Париж – это не гламурный недоступный смертному рай. Это город, в котором он увидел то, что может быть здесь.

Выставка «Париж, Париж…» вторая в серии фотографий из заграничных поездок «Обратный билет»: мол, еду туда,  но не остаюсь, а возвращаюсь!

Выходишь из МКЦ на площадь Победы и возвращаешься в Рязань. Сравниваешь.

И с Парижем, но и с тем, что раньше было. Не так уж все плохо, жизнь-то налаживается:) Медленно, конечно, но налаживается. И люди уже не такие хмурые и серые, и дома приличные строят, и кафешки, куда девушку пригласить можно, и продукты для французского ужина в магазине есть.

Помимо фотографий обычных выставочных форматов Андрей показал уникально большую 4-х метровую панораму Парижа, напечатанную на рулонном листе. Составлена она в единый снимок из 28 кадров. Вид на город с Эйфелевой башни, читай, с высоты птичьего полета. Река Сена, узнаваемые кварталы и здания. Старый город, высотки новостроек. Красота необыкновенная! Париж все-таки – Париж!

А если Рязань вот так панорамно снять? На 28 кадров красоты, конечно, не наберется. Но на несколько-то есть. И прибавляться будет. Ну надо же жить по-людски – шансы есть.

Посмотрите выставку Андрея Павлушина – взбодритесь!

Открытие выставки «Париж, Париж…», созданной при поддержке Управления по культуре и искусству г. Рязани и Рязанского отделения Союза фотохудожников России, состоялось в Муниципальном культурном центре и было приурочено к фестивалю исполнителей французской песни «Шансон». Но уже через несколько дней выставка «переехала» и теперь ее можно увидеть в Областной библиотеке им. М. Горького.
Сережа АДАМОВ