Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№26 от 12 июля 2018 г.
Счастливый марафон Ильи Крючкова
 Руководитель совета ветеранов рязанского спорта – о встречах со звездами, недозволенном приеме и участии в ралли под чужой фамилией

Совет ветеранов рязанского спорта и туризма уже давно называют не иначе, как передовой отряд. И не столько даже за то, что в его состав входят чемпионы прошлых лет, просто организации удалось развить столь бурную деятельность, что за ней не поспевают даже молодые. У истоков ветеранского движения стоял Александр Мелешкин, второе дыхание совет обрел под предводительством Альберта Чугунова, который после своего 80-летнего юбилея передал бразды правления Илье КРЮЧКОВУ.



Илья Крючков (справа) и Альберт Чугунов

– Илья Андреевич, как вы завели крепкую дружбу со спортом?

– Вырос на Волге, школа у нас была недалеко – всего-то километров пять. Преподаватель физкультуры в работу всю душу вкладывал, и мы тянулись к нему. Как-то ради смеха стал ходить на бокс: после этого в школе у всех выиграл, поехал на школьную спартакиаду – там тоже. С друзьями зашли как-то в спортшколу, тренер посмотрел на нас (все рослые не по годам) и записал в баскетболисты. А тут сосед говорит, что в ДОСААФ открывается мотоклуб: к технике мы все тянулись, но мотоциклов ни у кого не было. Приходим, лежит гора запчастей: «Собирайте, поедете». Стали смотреть, как взрослые делают, и занялись сами. Вскоре я стал победителем городского первенства, затем в Волгограде – областного и поехал в Сызрань, где с первого захода выиграл республиканские соревнования. Параллельно увлекся мотоболом, но мне как-то не по нраву пришлось: «В мотокроссе лучше – там выскочил вперед и пыль уже не глотаешь». 

– Вы столько всего перепробовали, а как пришли к своему главному увлечению?

– Подошла пора переходить во взрослую категорию, но я попал в аварию, обгорел сильно. После этого решил заняться чем-то другим, тут как раз в школу пришел преподаватель – выпускник института, сам легкоатлет, и меня как-то втянул в регулярные занятия, стало неплохо получаться. Попробовал себя на дистанции 5000 метров и на спартакиаде школьников сразу стал призером и выполнил норматив 1-го взрослого разряда. 

– Желания построить спортивную карьеру тогда не возникло?

– Все сложилось само собой. На городской математической олимпиаде я занял второе место, и обком комсомола дал мне направление в Саратовский госуниверситет. Но я отправился в Ленинград, где поступил в военное училище – ВВИТКУ. Однако по семейным обстоятельствам уехал домой, где подал документы в Камышинское военно-строительное техническое училище. Выхожу из кабинета, а на встречу – начальник кафедры физподготовки Владимир Васильевич Орехов. Он был наслышан о моих спортивных успехах, и уже через неделю в составе сборной училища я отправился в Ужгород на первенство Вооруженных Сил.

– С этого все и закрутилось?

– Да, результаты показал неплохие, принес зачетные очки, после этого стал выступать уже не только в соревнованиях военнослужащих, но и в ДСО «Труд», «Урожай» – куда пригласят. Вскоре в кубке на призы газеты «Красная звезда» занял третье место, при этом выполнив мастерский норматив. Приказом министра обороны был включен в состав сборной Вооруженных Сил и стал выступать за ЦСКА, где познакомился со многими олимпийскими чемпионами. Как-то один из них – копьеметатель Янис Лусис – устроил нам разнос за то, что тренировались в старье. Но тут у него украли костюм сборной СССР: мы вышли на построение одетыми с иголочки, а ему пришлось в тренировочной форме. После этого он долго бегал с копьем по стадиону: «Узнаю кто – заколю!»

– Что еще запомнилось из того времени?

– Следующей весной нужно было выставить кого-то на соревнования по первому году службы, предложили мне: «И что я там буду с детьми делать?», но в итоге пришлось согласиться. И вот выхожу на старт, смотрю, а там через одного – чемпионы Советского Союза, их как раз только в армию призвали. Когда финишировал, света белого не видел: молодец – говорят, у нас такого результата никогда не было. Но меня шестое место не устраивало – знал бы, с кем придется состязаться, готовился бы по-другому. Пять лет я становился чемпионом Северо-Кавказского военного округа по легкой атлетике, еще трижды – по спортивному ориентированию.

– В армейском клубе были собраны сильнейшие спортсмены со всей страны…

– А тренером сборной Вооруженных Сил был легендарный стайер Владимир Петрович Куц, олимпийский чемпион Мельбурна. Он всегда давал полезные советы и сдерживал наши амбиции. В связи с этим вспоминается такой случай, произошедший, когда я, будучи уже офицером, проходил службу в Чехословакии. Приехали в Прагу, погуляли, и я предложил жене зайти на стадион. К нам подошел дедок, разговорились: «Это что-то новое, обычно русские только по магазинам…» Тут я поведал ему о том, что здесь жил соперник моего тренера Владимира Куца – Эмиль Затопек. «А это я и есть!» – сказал он. Обнялись, вспомнили, как на чемпионате Европы 1954 года никому тогда не известный Куц обогнал его, на тот момент действующего олимпийского чемпиона, на дистанции 5000 метров. Встреча произошла чисто случайно, а запомнилась на всю жизнь.

– С большим спортом пришлось «завязать» сразу по окончании училища?

– Произошло это несколько позже и отнюдь не по моей воле. В 1976 году в Минске принимал участие в первенстве Вооруженных Сил социалистических стран и собирался выиграть эти престижные соревнования. Но в середине дистанции мне сделали «коробочку», так что я улетел на футбольное поле. Потом полгода в госпитале имени Бурденко провалялся, после чего и принял решение завершить карьеру. Но спорт и в дальнейшем мне всегда помогал: жена постоянно удивлялась, в какой город не приедем – у меня везде друзья.

– Как сложилась ваша военная карьера?

– Службу закончил в звании полковника заместителем начальника политотдела дорожно-строительного корпуса. По окончания академии предложили поехать в Забайкалье на генеральскую должность, но по семейным обстоятельствам вынужден был отказаться. И вскоре в моей жизни вновь появился спорт. Несколько лет отработал на стадионе «Локомотив», а когда уже собрался увольняться, меня неожиданно вызвал мэр Рязани Павел Дмитриевич Маматов и на заявлении наложил резолюцию: перевести в городской спорткомитет. За время работы не единожды предлагали занять должность председателя, но я всегда отказывался. Но какое-то время все равно пришлось исполнять эти обязанности. Запомнилось, как с Владимиром Викторовичем Линдо в Москве мы пробивали искусственное покрытие на стадион «Золотые купола»: в итоге все же сделали подарок юным футболистам, но очень много сил и нервов это стоило.

– Илья Андреевич, вы выполняете огромный объем общественной работы: вице-президент сразу двух федераций – автомотоспорта и парашютного спорта Рязанской области, а теперь еще и председатель Совета ветеранов!

– От этой работы я получаю огромное моральное удовлетворение. У парашютистов занимаюсь подготовкой и проведением соревнований, оформлением документов. А автомотоспорт – это мое родное: еще в 1968 году в Петрозаводске я участвовал в авторалли, правда, под чужой фамилией. За второе место получил кубок и медаль, а грамоту пришлось отдать другому человеку. Я – судья всероссийской категории, международный комиссар, главный судья и организатор традиционных состязаний в Скопине, Шацке, Луховицах.

Альберт Анатольевич Чугунов поднял работу Совета ветеранов на небывалую высоту, и нам предстоит держать марку. Этот год складывается удачно: мы выиграли и президентский грант, и областной, финансово обеспечены, а это значит, сможем воплотить все наши многочисленные планы в жизнь. Удачно прошли соревнования по стрельбе, посвященные Дню защитника Отечества, в которых наряду с нашими ветеранами приняли  участие и дети. Всем понравилось, поэтому хотим сделать их традиционными. В ближайшее время аналогичные состязания проведем по бильярду, затем по шашкам и шахматам. Еще одним новшеством станет то, что наша спартакиада пройдет уже по семи видам – добавится еще дартс. И конкурс «Бабушки и дедушки, на старт!» от нас тоже никуда не уйдет, так что вторая половина года обещает быть предельно насыщенной.
Юрий МАТЫЦИН