Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№39 от 12 октября 2017 г.
Скандалы и расследования на рязанских подмостках
 Как столичные театральные критики попали под действие макового дурмана

Пройти в Рязанский театр драмы по красной ковровой дорожке – привилегия, доступная немногим: губернатору это дозволяется на инаугурацию, почетным гражданам – на День города, а служителям Мельпомены – во время вручения премий. У каждого из них своя сцена, свои маски и свои роли. Но какими бы громкими ни были рукоплескания, никому не помешает время от времени заглядывать в зеркало, чтобы оценить истинное состояние дел и подвести итоги. Рязанское отделение Союза театральных деятелей делает это ежегодно, начиная с 2014 года: 8 октября на сцене театра драмы состоялась Церемония вручения III Рязанской областной театральной премии «Зеркало сцены».

В нынешнем году на соискание главной театральной премии претендовали девять спектаклей четырех рязанских театров. Определить среди них лучшие работы по более чем десяти номинациям – задачка непростая, требующая дедуктивного подхода. Поэтому раскрывалась интрига в лучших традициях классической детективной истории.



На красной дорожке артисты театра кукол

Для вынесения вердикта была вызвана судебная коллегия столичных профессионалов под председательством театрального критика, ректора ГИТИСа Григория Заславского. Пришедшие на церемонию зрители переквалифицировались в свидетелей по театральному делу. А азарт следствия подогревал специальный музыкальный гость церемонии – Большой Джазовый Оркестр п/у Петра Востокова (Москва): ничто так не придает торжественности как блестящая медь духовых и стремительное барабанное соло! В такой искрящейся от юмора и спецэффектов обстановке были вручены заветные призы «Зеркала сцены».

Первый же был встречен несмолкаемыми овациям: «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» был награжден артист Театра на Соборной Владимир Устинов, отметивший в этом году 75-летний юбилей.



Владимир Устинов – лауреат премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»

Ну а дальше были озвучены победители в профессиональных номинациях и обладатели специальной «Премии жюри». Без результата осталась номинация «Лучшая женская роль»: в этой категории жюри решило не присуждать премию. А в остальном фаворит сезона 2016-17 гг. определился практически сразу.
Музыкальный театр украсил свой наградной отдел победой в номинации «Лучшая роль второго плана» (Валерий Вахромеев, роль Крота в спектакле «Дюймовочка»). Вниманием жюри была отмечена еще одна актриса этой труппы – Ирина Воликова, получившая спецпремию «За яркую характерность в спектаклях «Дюймовочка» и “Проделки Ханумы”».

В категории «Лучшее музыкальное оформление» / «Лучшая работа композитора». Премией жюри «За роль “Тело, мужское, средних лет»» был отмечен «соборянин» Константин Ретинский (спектакль «№ 13»).



Юрий Борисов – лауреат спецпремии «За ненавязчивый комизм в роли Маланьи»

Несколько наград собрал спектакль театра драмы «Не все коту масленица». Премия за «Лучшую работу художника по костюмам» была отдана художнику Янине Кремер. И, что особо приятно, неподкупные детективные сердца жюри покорили два артиста этого спектакля: Александр Зайцев, исполнивший главную роль купца Ахова (победа в номинации «Лучшая мужская роль»), и Юрий Борисов, создавший из крохотной эпизодической (да и еще и женской!) роли, по словам жюри, «маленький шедевр». Борисову была вручена спецпремия жюри с формулировкой «За ненавязчивый комизм в роли Маланьи».



На сцене артисты спектакля «Лафертовская маковница», лучшего спектакля сезона 2016/17

Наконец, львиную долю наград забрал театр кукол. Постановка «Маленькая ночная серенада» была признана «Лучшим спектаклем для детей». И настоящим чемпионом стал спектакль «Лафертовская маковница»: Олег Жюгжда – «Лучшая работа режиссера», Екатерина Трифонова – «Лучшая работа художника-постановщика», Георгий Горазеев – «Лучшая работа художника по свету», композитор Альбина Шестакова – спецпремия жюри «За талантливую работу с русским фольклором». Как итог, «Лафертовская маковница» была признана «Лучшим спектаклем большой формы».

Но, пользуясь служебным положением, завершить текст хочется другой специальной наградой – премией рязанских театральных журналистов и критиков. Она также была присуждена «Лафертовской маковнице». Уже который раз мнения столичных и местных театральных обозревателей совпадают. Посмотрим, что выявит следующий сезон. Следствие началось.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
 
Вера НОВИКОВА