Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№38 от 12 октября 2023 г.
Кому не поздоровится
Бюджет-2024: куда пойдут деньги и на ком правительство собирается экономить

 

Параметры проекта бюджета РФ на 2024 год опубликованы официально, и для того, чтобы кратко сформулировать основные приоритеты правительства, нужно посмотреть, на что будут увеличены расходы.

Из 6,4 трлн руб. прироста расходов федерального бюджета на 2024 год (+21% г/г) на «выполнение задач текущего времени» приходится 4,4 трлн, на нацбезопасность – около 0,2 трлн, и на процентные расходы выделено дополнительно 0,8 трлн. Таким образом, 83% в структуре прироста составят расходы, не связанные с гражданским сектором экономики.

Планируется рост социальных расходов на 1,2 трлн, что на самом деле является компенсацией нулевого прироста за 2022 и 2023 гг.

Расходы по другим статьям бюджета в совокупности не растут, что с учетом инфляции означает их резкое сокращение. Вот краткая характеристика бюджета на 2024 год.


Фото: Семен Лиходеев / ТАСС

Очевидные приоритеты

Внимательное чтение документа под названием «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» позволяет предположить, какую именно экономику планирует построить правительство, чтобы обеспечить «выполнение задач», поставленных политическим руководством.

Большинство комментаторов сосредотачивается на анализе параметров федерального бюджета, но с точки зрения макроэкономики более показателен консолидированный бюджет, т.к. он учитывает расходы субъектов/регионов и внебюджетных фондов.

Почему консолидированный бюджет дает более верное представление о приоритетах правительства? Например, расходы на здравоохранение только на 25% (1,6 из 6,7 трлн руб. общих расходов) формируются через федеральный бюджет. В то время как расходы на «выполнение задач» формируются из федерального бюджета на 100%, а расходы на «национальную безопасность» – более чем на 92%.

В целом же в соответствии с проектом бюджета на 2024-26 гг. расходы консолидированного бюджета РФ в 2024 году могут вырасти на 13,9% г/г – до 68,7 трлн руб. по сравнению с ростом на 9,4% г/г в 2023-м и 17% г/г в 2022-м.


Фото: Сергей Булкин / NEWS.ru / TACC

На чем правительство предполагает экономить?

Например, на том же здравоохранении. Федеральным бюджетом предусмотрен рост расходов на 10% за три года, но в консолидированном бюджете номинальный прирост расходов на медицину составляет 30%. Что такое 30% за три года? Это почти на уровне инфляции, которая за два года уже превысила 20%, а учитывая инфляционный импульс, можно сказать, что никаких «дополнительных денег» в медицине не будет – будет оплачиваться то, что есть.

В то же время в 2024 году расходы по нацпроекту «Здравоохранение» будут урезаны на 10% – до 289,9 млрд рублей, следует из пояснительной записки к Закону о бюджете.

Больше всего – 25,5 млрд рублей – бюджет планирует сэкономить на борьбе с раком и модернизации поликлиник. Расходы по федеральному проекту «Модернизация первичного звена здравоохранения в РФ» сократятся на 14% по сравнению с 2023 годом – до 81,64 млрд рублей. Расходы по федеральному проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями» сократятся на 8% соответственно, до 147,4 млрд рублей.

Расходы на развитие детского здравоохранения сократятся почти вдвое – до 10,2 млрд рублей; на развитие первичной медпомощи – на 20%, до 7,7 млрд рублей.

Расходы на социальную политику составят 20,7 трлн руб. – плюс 29,6% с 2021-го, но… это около нуля в реальном выражении.

На экономику правительство потратит 8,9 трлн руб. – доля в общих расходах (12,9%) упадет до минимума с 2006 г. (12,4%) по сравнению с 14,6% в 2023-м, 15,2% в 2022-м и 15,4% в 2021-м.

Зато расходы на «выполнение задач» за три года планируется утроить, а расходы на нацбезопасность вырастут на 46%, т.е. в совокупности дадут почти 140% прироста, считая с 2021 года.

Получается, что правительство забирает деньги у «врачей/учителей», а также у «экономического развития»…

Не совсем, могло бы сказать правительство. С 2018-го по 2021-й расходы на экономику и инфраструктуру росли опережающими темпами (значительно быстрее инфляции), что и стало одним из главных драйверов выхода экономики из кризиса 2015-17 гг.

А вот социальные расходы в реальном выражении резко сокращались с 2020-го по 2023-й – примерно на 28%, но в 2024-м они вырастут на 9% г/г, с учетом инфляции из-за предвыборных социальных расходов. (В целом же социальные расходы не изменились за 10 лет – они просто индексируются на уровне инфляции (нейтральный эффект).)

Это важный момент. До 2022 года правительство наращивало расходы на экономику, сохраняя расходы на социальную политику в пределах инфляции и придерживая расходы на «все остальное». Зато сейчас, скажет правительство, есть «промышленная база», которая и позволяет производить все необходимое для «выполнения задач».


Фото: Алексей Андронов / ТАСС

Откуда деньги?

Однако «база» «базой», но нужны деньги.

Плановый рост расходов федерального бюджета РФ на 6,4 трлн руб. в 2024 году сам себя не профинансирует. Поскольку Минфин обещает свести бюджет с незначительным (в масштабах экономики) дефицитом в пределах 1,6 трлн руб., рост налоговой нагрузки неизбежен.

Откуда правительство планирует забирать деньги в первую очередь? С нефти, конечно же.

Минфин собирается собрать в 2024 году свыше 11,5 трлн нефтегазовых доходов, или почти по 1 трлн в месяц. Для сравнения: за январь-август 2023-го среднемесячный сбор составил около 600 млрд при среднем курсе 81 руб. за доллар.

Даже при курсе 100 руб. за доллар триллионные сборы с нефтегаза каждый месяц – очень оптимистичный сценарий при нынешней налоговой нагрузке.

Следовательно, налоговая нагрузка прямо или косвенно возрастет, а демпферы сократятся.

На какие отрасли возрастет налоговая нагрузка?

Как пишется в официальных документах, это т.н. «отрасли с устойчивой избыточной рентабельностью капитала вследствие благоприятной ценовой конъюнктуры», в которых имеется «высокий потенциал повышения справедливости распределения рентных доходов». То есть газ, нефть и горнодобывающая промышленность. Также прорабатывается комплекс мер по изъятию доходов у металлургов и производителей удобрений.

Эффектная модель

Какой вывод можно сделать из совокупности всех данных о бюджете, которыми мы располагаем, если смотреть на приоритет правительства «в динамике»?

Правительство на протяжении нескольких лет формировало значительную промышленную базу, которая, по его замыслу, позволяет резко нарастить расходы и производство в узкой группе отраслей. Для того чтобы обеспечить финансирование этого «кластера», оно консолидирует в своих руках максимум средств, которые можно изъять в первую очередь у тех секторов экономики, в которых «изъятие доходов» исчисляется триллионами, прогнозируемо, просчитываемо и не должно вызывать негативных социальных последствий (никому не жалко сырьевых олигархов). Также можно «нажать» и на такие сектора, где рост налоговой нагрузки или отмена льгот/бюджетных субсидий не повредит, по мнению правительства, инвестиционной активности. Можно сказать и проще – там, где деньги собрать легко, – их соберут, там, где их собрать труднее, – бизнесу предложат «инвестировать».

Идея здесь заключается в том, чтобы не тратить средства от продажи сырья «на экономику» вообще и, тем более, «не давать денег людям» (не увеличивать потребление», но вложить средства, полученные с сырьевого сектора строго в «обрабатывающую промышленность» (туда предполагается направить около 3,5-4 трлн руб. дополнительных расходов за три года).

Все остальные могут идти и зарабатывать на обслуживании этого сектора. А если кому-то будет не хватать заработанного – правительство подсказывает, где можно получить больше; на финансирование социальных выплат в связи с «выполнением задач» предусмотрено 3 трлн рублей.

План правительства выглядит очень эффектно, а вот в его эффективности нам предстоит убедиться на личном опыте.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Горе горючее

 

Наши страницы в соцсетях

Дмитрий Прокофьев