Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№38 от 12 октября 2023 г.
Начать бизнес играючи
Рязанские школьники генерируют нестандартные идеи для открытия собственного дела

 

В 2023 году исполнилось 30 лет с начала большой приватизации в России, которая стала локомотивом для рыночной экономики, коренным образом повлиявшей на будущее страны. Основа любого рынка – предпринимательская инициатива. Она создает и движение капиталов, и производство, и торговлю, и сферу услуг. К сожалению, только небольшая часть людей вокруг нас готова проявить такую инициативу. Отсюда вывод – будущих предпринимателей надо растить с детства, поощряя экономическую активность у школьников и студентов.

«Динозавр» и десятиклассницы

В самом конце сентября 2023 года в школе №1 Спас-Клепиков прошла деловая игра для старшеклассников. Организовал ее Клепиковский центр поддержки предпринимательства по инициативе Агентства развития бизнеса Рязанской области. Главной целью было показать, что проявлять экономическую инициативу не страшно.

Четыре команды десятиклассников представили на суд жюри свои бизнес-идеи, подготовив презентацию каждой из них. Командам дали кураторов из числа реально работающих предпринимателей.

Команда «Шифер», изучив спрос на ремонт квартир, домов и офисов, предложила клепиковцам именно эти услуги. Старшеклассницы (коллектив получился число женский) подсчитали необходимые затраты, предположили, какое количество персонала им потребуется.

– Позвали меня в качестве наставника-консультанта, – рассказывал потом Станислав Попов, представлявший предприятие «Энергоизоляция». – Команда состоит из одних девочек-десятиклассниц! А дали на всю подготовку чуть меньше недели, включая теплые осенние выходные.

Станислав признался, что школьники обозвали его «динозавром» за любовь к устаревшим компьютерным программам, но к замечаниям прислушались. И у них все получилось – пусть в виртуальном, но все-таки строительно-ремонтном бизнесе.

– Команда очень хорошо подготовилась, – восхитился председатель правления Тумского потребительского общества Алексей Просянников.

Перекус под шахматы и вызов для хлебопеков

Конкуренты девушек из команды DOZA предлагали открыть кафе, где кроме возможности перекусить можно будет воспользоваться настольными играми, туристическим гидом и прочими развлечениями. Изучив рынок, они поняли, что в этом сегменте у команды нет конкурентов, и поэтому в презентации выразили уверенность в коммерческом успехе.

Команда «Шиномонтаж» зазывала жителей и гостей города воспользоваться услугами по замене резины. Дальновидное решение, если учесть тот факт, что через Спас-Клепики проходит участок трассы «Золотое кольцо» между Владимиром и Рязанью. Отметим, что ребята предлагали услуги не только для легковых, но и для грузовых машин.

Бизнес-проект команды «Пекарня» стал вызовом многочисленным производителям выпечки, оккупировавшим Рязань, но еще не совсем захватившим райцентры.

– Проект, безусловно, интересный, – заметил председатель совета Клепиковского райпо Николай Чигиринов, – и требует глубокого изучения. Для лучшего погружения в тему я приглашаю школьников на экскурсию на хлебозавод.

Одни из тех, кто помогал участникам конкурса поверить в себя, был руководитель Клепиковского бизнес-инкубатора Александр Мусатов. Это он рассказал школьникам, что такое предпринимательство, как получить соответствующий статус, какие меры поддержки предлагает государство начинающим и молодым.

А победила в результате команда DOZA. Но все участники получили на память сертификаты.

– Я уверовал, что с новым поколением не все потеряно, – заявил Станислав Попов. – Если ребят обучить и объяснить, дать на подготовку не неделю, а пару месяцев – они смогут выдать результат вполне сопоставимый с проектами, которые люди подают на гранты.

На наш взгляд, достойное будущее молодежным бизнес-инициативам можно обеспечить, если таких конкурсов станет в десятки раз больше. В Агентстве развития бизнеса Рязанской области собираются серьезно заняться развитием предпринимательского потенциала у школьников.

– Именно в таком возрасте у юных рязанцев проще развить умения и компетенции. Научить их видеть рынок, развивать свой город или район. Мы планируем на 2024 год проводить такие мероприятия со школьниками и студентами младших курсов чаще и активнее, – заметил директор АРБ Александр Уланов.

Правда, наряду с госструктурами соорганизаторами подобных соревнований могли бы стать и опытные, успешные предприниматели.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ловцы инициатив

 

Наши страницы в соцсетях

Виктор Сельников