Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№45 от 12 ноября 2015 г.
Звуковой аватар личности
Певица Элла ХРУСТАЛЁВА – о приоткрывшейся дверке в шоу-бизнес, «большом мастере Лепсе» и самоубийстве во втором туре «Голоса»



Элла ХРУСТАЛЁВА и раньше была самой известной певицей в Рязани и окрестностях, а уж после участия в телешоу «Голос» конкуренток у нее точно не осталось. Не то, чтобы «проснулась знаменитой», но в нашем городе ее имя теперь слышал, наверное, каждый. Эпопея с «Голосом» закончилась для нее раньше, чем хотелось бы, но хуже петь она от этого точно не стала. И сочинять – тоже (не все в курсе, но Элла – превосходный композитор). Вот и даром рассказчика природа ее не обделила – про свое недолгое пребывание в шоу-бизнесе рассказывает весьма занимательно, в чем и предлагаю убедиться читателям.

– Давай сначала. Что вообще сподвигло тебя на участие в проекте «Голос»? Это, при всех его несомненных плюсах на фоне нашей убогой эстрады, навязываемой по телевидению, тоже ведь проект достаточно попсовый, относящийся к шоу-бизнесу. А шоу-бизнес в России – это все еще стиль «кружатся задницы» и то, что с этим так или иначе связано. И «Голос», скорее, ближе к шоу-бизнесу, чем к искусству.

– Когда отправляла заявку на «Голос», об этом совсем не думала. Моя мотивация была, скорее, глубоко личной. Это то, что психологи называют выходом из «зоны комфорта», где все хорошо знакомо и удобно, в некий неизведанный мир. И если получится, покорить его.

– Хотелось стать более узнаваемой?

– Да, пожалуй. И потом, все-таки главное, ключевое слово – это «интерес». Мне кажется, то, что я делаю, интересно людям. Если бы я умела только петь… Но я еще сочиняю, аранжирую, интерпретирую. И надеюсь, что это может порадовать людей.

– По-твоему, название проекта отвечает его реальной сути? Ведь оценивают не только голоса, но еще и артистизм, и музыкальность, и много других вещей. Хотя, с другой стороны, когда Варвара Визбор очень здорово исполнила песню своего дедушки, не показав при этом богатства диапазона, – никто к ней так и не повернулся, и это даже вызвало скандал, возмущение зрителей было столь велико, что буквально через день Иван Ургант позвал ее петь в свое шоу. Так значит, на «Голосе» все-таки в первую очередь важны голоса?

– Думаю, что в первую очередь оценивают личность. Для меня давно уже понятно, что голос – это звуковой аватар личности. Легко представить, какому человеку принадлежит голос, даже если сидишь к нему спиной. На этом и построено шоу. Мне кажется, его придумывали люди, с которыми мы мыслим в одном ключе. Поворачиваются к тем, кто смог дотянуться до сердца наставника и нужные струнки там задеть. Я думаю, если бы выступала с оркестром – может быть, и я, как Варя, сразу оказалась «за бортом». В данном случае то, что я была наедине с роялем, сыграло мне на руку, он помог мне выразиться полнее.

– Как появилась именно песня «Мне нравится, что вы больны не мной» на «слепых прослушиваниях»? Изначально ведь предлагается выбор из определенного набора композиций и дальше конкурсант решает, что из предложенного ему ближе? Наверное, обрадовалась, когда увидела «в ассортименте» то, что и так иногда поешь?

– Этой песни «в ассортименте» как раз не было. На самом деле перед «слепым прослушиванием» предлагается список песен, из которого ты выбираешь, и некоторое количество песен ты предлагаешь сам. Затем тебя отслушивают музыкальные редакторы и делается аранжировка. Если аранжировка этой песни уже есть в репертуаре оркестра – ты просто вписываешься в нее в нужной тональности.

У меня была долгая история. Возникли проблемы с аранжировкой – она не была готова в нужном виде к нужному времени. Пришлось срочно искать замену, и Юрий Аксюта спросил, что еще я могу исполнить. Я начала наигрывать то, что пою на своих концертах. Первый же номер – «Мне нравится…» – был «взят за основу».

– А сама довольна своим пением на «слепых прослушиваниях»? Я вот, например, услышал, как одну из согласных «проглотила» и еще довольно сильно захрипела в конце.

– Джазовым голосам свойственна легкая хрипотца, а в финале были уже бурные аплодисменты, и не отреагировать на это было нельзя. Мне было очень приятно, я уже внутренне улыбалась, и голос из-за этого чуть дрогнул. Конечно, надо было додержать образ до конца. Но меня уже переполняла радость.

– Тебе видно было, что повернулся именно Лепс?

– Нет, я не видела, я смотрела на клавиши. Но по реакции публики поняла, что кто-то повернулся – зал просто взревел.

– Наверное, хотелось, чтобы Градский повернулся?

– Мне было все равно – хоть Баста. Тем более, Нагиев перед съемкой как раз со мной разговаривал о том, что будет, если Баста повернется. Известно, что Александр Борисович – очень опытный наставник, который для своих питомцев как родной отец. И это правда, я наблюдала это потом на репетициях.

Было приятно, что я как музыкант его заинтересовала. Его фраза: «А хорошо, Гриш!» – будет радовать меня еще долго.

– Хорошо, что Лепс оказался вменяем и послушался.

– Да, Лепс повернулся.

– После передачи со «слепыми прослушиваниями» ты не то, чтобы «проснулась знаменитой», но реакция слушателей была неожиданно бурной, причем не только в Рязани. Например, в группе телешоу в соцсети «ВКонтакте» ты с легкостью обогнала по количеству лайков и перепостов Дмитрия Билана, тоже решившего в качестве шутки показаться жюри, а уж остальных конкурсантов из первого выпуска программы оставила далеко позади. Ожидала ли такого всплеска интереса?

– Не ожидала. Я вообще шла с таким настроением: делай, что должен, и будь, что будет. Была готова и к отказу. Но просто мне действительно казалось, что я могу сделать интересную музыку, и это может порадовать большое количество людей. Поэтому и сделала этот шаг – шаг к участию в «Голосе». Так что, наверное, все закономерно. Может быть, люди соскучились по интимному, доверительному разговору полушепотом без надрыва и пафоса. Это что касается перепостов и лайков.

– Мне Ирина Рэйн недавно рассказала занятную историю. Она ведь тоже твоя ученица?

– Да, она брала у меня уроки, но вообще она окончила ИСИ.

– Так вот, она сказала, что прошла кастинг «Голоса», но так и не поехала на «слепые прослушивания», потому что вспомнила свою песню, где есть строчки: «Мне плевать на ТВ, я пою Есенина». И решила, что раз она так поет, то и на телевидении ей делать нечего – слово не должно расходиться с делом.

– Такая позиция заслуживает уважения.

– Я это к тому, что есть извечный спор, похожий на спор о том, что первично, курица или яйцо. Спор о том, что определяет качество телевещания – запросы публики, требующей попсы, или настойчивость телевидения, эту попсу навязывающего и продвигающего. Спрос ли рождает предложение или предложение формирует спрос. «Голос» ведь тоже достаточно попсовое шоу, просто выгодно выделяется на фоне прочего беспредела, где с канала на канал мечутся Алла Пугачева и ее окружение. Как бы композитор Игорь Крутой, за всю свою жизнь не написавший ни одной запоминающейся мелодии, как бы певец Филипп Киркоров, считающий нормальным бить женщин прямо на концертах, и еще целый ряд персонажей. Плюс другие кланчики, тоже активно пытающиеся биться за «место под солнцем». И вся эта помесь шапито и скотобазы называется у нас эстрадой. А вот что первично по твоему мнению? То, что именно этот гнусный формат людям предлагается, или то, что люди сами именно такого и требуют?

– Хочешь знать мое мнение? Гениальный Чехов писал, что он полжизни по капле выдавливал из себя раба. Обычному человеку труднее, он порой и понять не может, что он в рабстве – ментальном, эстетическом. То, что обществу давно не хватает образования и культуры, мы с тобой не первый раз обсуждаем. Это, к сожалению, беда последних десятилетий. Огромен разрыв между теми, кто контролирует, и теми, кто просто живет. Между теми, кто «заказывает» музыку и людьми с простыми человеческими запросами, которым надоел глянец, суррогат, музыкальный «фаст-фуд». Таких людей миллионы. Они надеются на «Голос» как на чудо.

Конечно, средства массовой информации несут ответственность за формирование вкусов, и трудно бывает избавиться от стереотипов, внедряемых в нас изо дня в день. Но нам, воспитанным в советское время, хорошо известно, как можно найти по-настоящему интересное, не считаясь с тем, что навязывается пропагандой.

Я надеюсь, сейчас вырастает новое поколение, которое сможет ярко о себе заявить, наплевав на форматы, и будет последовательно в своем движении. Могу сказать, что я буду продолжать делать то, что делала – мне поздно меняться, а молодые поддержат.

– Твое выступление на втором туре «Голоса», по-моему, было сильно похоже на самоубийство. Я правильно понимаю, что песню выбрала именно ты и Фотию спеть ее вместе тоже предложила именно ты, а Лепс тут никак не участвовал, просто не возражал?

– Да, это моя инициатива. Лепс, как наставник, может одобрить или нет, сформировать или расформировать дуэт. Но в нашем случае он нигде не возражал – все было так, как мы решили.

– Возможно, ты меня поправишь, но эта песня Бочелли – она как специально под голос Фотия, там хороший тенор более выигрышно смотрится. Зачем же ты решила самоубиться? Может, рассчитывала, что Фотий будет так же невнятен, как на «слепых прослушиваниях»?

– Я его даже не слышала на «слепых прослушиваниях», только знала, что он тенор. Я не согласна с тем, что песня выигрышна именно для мужского голоса. Мы сделали кальку с дуэта Сары Брайтман и Андреа Бочелли – их разложение точно такое же, кроме, может быть, двуголосия, которое я добавила во втором куплете. Поэтому мы, в общем-то, ничего не выдумывали – шли по стопам великих исполнителей. Мне кажется, что в женской партии там тоже можно удачно выразиться. Просто меня подвело волнение. Оно было очень существенным – пожалуй, никогда за свою жизнь я так сильно не волновалась. Может быть, переживала еще и за Фотия, потому что на саундчеке он был очень растерян.

В тот момент, когда я предлагала ему песню, даже не думала о том, что кто-то один из нас вылетает – просто забыла об этом. Мне важнее было сотрудничество, чтобы номер получился красивым. Я, наверное, слишком люблю взаимодействие в команде, а не бег на скорость.

– На Лепса нет обиды за то, что выбрал Фотия?

– На Лепса – нет. А вот на себя я сердилась, конечно. Я не ожидала, что не смогу с собой совладать – я была абсолютно непрошибаема на «слепых прослушиваниях», а здесь дала слабину.

– В интервью после номера ты сказала, что Лепс – великий артист. И не только там – еще раньше я увидел у тебя на стене во «ВКонтакте» то же самое заявление. Ты на полном серьезе считаешь кабацкого певца великим артистом? Положим, о девочке Полине и мальчике Васе я и не такое могу сказать, но речь про Лепса.

– Иногда и великие артисты поют в кабаках. Что касается моего наставника… Недавно одному знакомому певцу я посоветовала поискать для репертуара песни в исполнении Яка Йолы, в том числе песню «Любовь нас выбирает» из фильма «31 июня». И он пришел ко мне со словами: «Вот, кроме Йолы, нашел еще один вариант, поет Григорий Лепс, после него я это петь боюсь, лучше исполнить невозможно». Я послушала, это было изумительно.

Так что я не откажусь от своих слов. Григорий Лепс – это большой мастер, артист, великолепный музыкант. Я рада, что случилось это совпадение – он услышал что-то близкое себе в моем голосе, и я попала в проект. Конечно, я не могу слушать его песни часами, мне ближе музыка спокойная, философская, в стиле Стинга, например. Но не замечать того, что это явление на нашей эстраде, – невозможно.

– Продолжаешь следить за «Голосом»? Сохранились личные контакты с другими конкурсантами?

– Конечно, мы активно общаемся, поздравляем друг друга: на ноябрь выпало много дней рождений – у Оливии, Габриэллы, Ренаты, Алины и у меня. А Катя Чистова уже пригласила меня выступить на благотворительном концерте в Москве. С некоторыми все еще собираюсь созвониться, но сейчас много работы в школе, надо быстро наверстать месяц моего отсутствия. Впереди поездка в Туму со школьным ансамблем на православный фестиваль, и мы даже в каникулы собирались и репетировали. А к визиту педагогов из Германии разучили песню Давида Тухманова на стихи Гёте с альбома «По волне моей памяти», чтобы удивить гостей.

Мой школьный ансамбль – это девчонки 9–10 классов, я собрала их только в прошлом году, а в этом они уже замечательно запели. Мне кажется, что отчасти их вдохновило мое участие в «Голосе».

– Дальше-то будешь следить?

– Конечно. Я же не только участник проекта. В свое время я вела на радио авторскую музыкальную передачу, поэтому мне интересно анализировать то, что происходит.

– Прогнозы обычно не сбываются, но все-таки. Кто, по-твоему, в итоге победит на этом «Голосе»? Я выделил для себя Эмиля Кадырова, Нану Хатл и Витольда Петровского. А у тебя кто в фаворитах?

– Я думаю, если брать команду Александра Борисовича Градского, то это будет Елена Минина – про нее он еще на первом эфире сказал, что она поет все. Девушка – универсал. А из сильных парней – может быть, Петровский, может, Фотий. Я болею за Ваню Долматова. Он мне очень нравится – и в личном общении приятный человек, и очень талантливый музыкант.

– Давай задам немного хамский вопрос про Фотия. Само участие в таком проекте священнослужителя, человека, которому «по статусу» положено заботиться больше о духовном, а не о мирском, – это нормально? Лично у меня он не вызвал ассоциаций с такими словами как «батюшка» и «священник». Напротив, другое выражение мне вспомнилось: «деятель религиозного бизнеса».

– Конечно, он не Феофан Затворник. Дай Бог, чтобы в столь молодом возрасте – а ему всего 29 лет – ему хватило сил нести ту ношу, которую на себя взвалил. Он не артист. А вот кто? Только время покажет.

– «Голос» – это, конечно, хорошо, но появились и другие шоу близкого формата на других телеканалах. Нет ли желания попробовать там?

– На проекте «Главная сцена» сейчас происходят интересные вещи – там удалось показаться многим группам со своими кавер-версиями известных песен. Так что наш ансамбль «Мама Jazz» вполне может вписаться в этот формат. Во всяком случае, есть идея отправить туда записи.

– Не сильно переживаешь, что «вылетела» из «Голоса»? Завышенных ожиданий не было?

– Нет, не было – мы с Джулией Робертс взрослые девушки. Все нормально. Вот Фотий спустя месяц написал и спрашивает, не унываю ли я. Но при моем ритме жизни уныние – непозволительная роскошь.
 
Анатолий ОБЫДЁНКИН