Жители небольшого райцентра бьются за свободу передвижения. Есть первые успехи
Уже несколько месяцев город Ряжск в Рязанской области активно протестует против строительства платного путепровода. Возмущение жителей вполне объяснимо – транспортное сообщение между районами города, разделенными железной дорогой, осуществляется благодаря двум железнодорожным переездам. На них и нацелилась инвестиционная компания «Садовое кольцо», намереваясь построить вместо обоих переездов один платный путепровод.
Эта история берет свое начало в 2012 году, когда прежнее руководство региона теперь уже толком неизвестно о чем договорилось с топ-менеджерам «Садового кольца», а те неизвестно что наобещали Олегу Ковалеву и компании. Проектирование и изыскательские работы то бросали, то возобновляли. До недавних пор виртуальный долгострой материализовался вместе с его хозяевами, когда в регионе поменялась власть.
26 февраля 2018 года в правительстве Рязанской области прошло совещание по вопросу строительства путепровода в городе Ряжск. Инвестиционная компания «Садовое кольцо» к лету 2019 года построит его через железную дорогу, сообщил тогда губернатор Рязанской области. По словам Николая Любимова, объем инвестиций в проект составит 300–330 млн рублей.
На совещании упор делали на то, что с введением в строй нового путепровода повысится пропускная способность дорог и безопасность дорожного движения, в целом активизируется развитие территории.
В настоящее время железная дорога делит Ряжск фактически пополам: из 21 тысячи горожан 6 тысяч проживают в Железнодорожном микрорайоне. Также реализация проекта позволит разрешить сложную транспортную ситуацию на пересечении железнодорожных путей, где проходит более 170 поездов в сутки, и автодороги регионального значения с транспортным потоком более 8000 машин в сутки.
«У нас есть средства на реализацию проекта, есть желание построить путепровод. Мы счастливы сотрудничать с Рязанской областью», – говорил совладелец компании Игорь Литвак в областном правительстве. Однако право на аренду в ходе аукционов получило ООО «Путепроводы регионов» – бывшая дочерняя компания «Садового кольца». Связь между обществами прослеживается через совладельцев контрагентов.
К лету 2019-го путепровод не построили, а только приступили к активной фазе подготовки к строительству. И тут-то о готовящемся «подарке» узнали жители Ряжска. И напряглись. По их мнению, проект не только «дарит» автомобилистам долгожданный путепровод, за который они и их дети будут вынуждены платить ближайшие полвека в карман коммерсанту, но и хитрым образом лишает жителей всех возможных альтернатив. Чтобы бесплатно попасть в другую часть города, например, из микрорайона Железнодорожный в МФЦ, придется ехать более 50 км через Турово или более 80 км через Кипчаково и Ухолово. Или – каждый день платить: столько, сколько скажет частник.
На портале Сhange.org активисты из райцентра опубликовали петицию, в которой выступили против незаконной приватизации участка автодороги Ряжск-Касимов-Нижний Новгород и создания частного безальтернативного путепровода.
«Железная дорога разделяет многие семьи, – подчеркнула руководитель инициативной группы. Она заявила, что строительство платного путепровода и закрытие двух переездов, «312 км» и «314 км», ограничивает права и свободы жителей, проживающих на территории Ряжского района. Строители, ни много ни мало, нарушают ст. 17 п. 3 и ст. 18 Конституции РФ», – написали жители Ряжска.
Заметим, что силы неравны. Столичная инвестиционная Компания «Садовое кольцо» имеет серьезную поддержку на федеральном уровне. 14 февраля в рамках ежегодного Российского инвестиционного форума в Сочи состоялось подписание Меморандума между Федеральным дорожным агентством, ООО Инвестиционная компания «Садовое кольцо» (ООО ИК СК) и АО «Управляющая компания Российского Фонда прямых инвестиций» (АО «УК РФПИ») по вопросам взаимодействия и дальнейшего развития механизмов государственно-частного партнерства в области дорожного строительства.
«Привлечение частных инвестиций – это современный способ развития дорожной инфраструктуры. Механизмы ГЧП используются по всему миру, и Россия тут не исключение. Сегодня Росавтодор активно продвигает государственно-частное партнерство в дорожной отрасли Российской Федерации. Частный бизнес готов инвестировать средства в реализацию новых ГЧП-проектов, мы в свою очередь готовы к конструктивному диалогу с инвесторами», – отметил заместитель главы Росавтодора Дмитрий Прончатов.
Глава администрации Ряжского района Андрей Насонов дрогнул перед московским инвестором и, несмотря на ожидаемые протесты жителей Ряжска, согласовал закрытие переезда «314 км» по Новоряжской улице.
Решение о закрытии или открытии переездов принимает ОАО «РЖД» (Приказ Минтранса РФ от 26.03.2009 года № 46) только при наличии положительных заключений всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.
21 октября состоялась трехсторонняя встреча между жителями Ряжска, представителями «Садового кольца» и районной администрацией с участием заместителя председателя правительства Рязанской области Евгения Беленецкого.
Жители Ряжска спросили Андрея Насонова: «Почему согласовал закрытие переезда “314 км”»? «Существование бесплатных переездов невыгодно инвестору», – услышали в ответ.
Слова Насонова ошарашили не только жителей Ряжска, но и зампреда регионального правительства. Беленецкий пообещал, что все озвученные на собрании требования и вопросы жителей не останутся без ответа и рассмотрения. Он поддержал предложение не закрывать ж/д переезд на 314 км как альтернативу платному путепроводу, при этом в случае ремонтных работ на переезде проезд по путепроводу станет бесплатным.
Администрация Ряжского района пошла на попятную и в начале ноября «с целью снятия социальной напряженности населения» попросила руководство РЖД оставить без рассмотрения письмо, в котором глава районной администрации Насонов дает положительный ответ на закрытие переездов «312 км» и «314 км».
4 декабря в кабинете профильного губернаторского зама Евгения Беленецкого собралась рабочая группа в составе представителей Московской железной дороги, областного Минтранса и ряжского главы Насонова. Государственные мужи ломали голову, как и чем притушить народный гнев. В итоге уже 6 декабря РЖД официально объявило, что готово не закрывать «314 км». По поводу другого переезда единомыслия с монополистом достичь не удалось. РЖД пеняют на то, что, узнав о грандиозной стройке, увеличили пассажиро- и грузопотоки в ряжском направлении.
И, наконец, в эту среду, 11 декабря, в Ряжске состоялась очередная встреча замгубернатора Беленецкого с населением. Ожидалось, что хозяева стройки предложат на ней компромиссный вариант, согласно которому с жителей будут брать фиксированную символическую плату (например, 1 рубль) или дадут иные убедительные гарантии. Однако основное условие Беленецкого в урегулировании конфликта – не делать местных жителей объектом наживы – не нашло действенного отклика. Внятных предложений от инвестора не последовало, и замгубернатора дал понять, что раз так, то областная власть не будет препятствовать стройке, но будет категорически против закрытия обоих переездов. До тех пор, вероятно, пока инвестор не поумнеет.
И уж совсем неожиданно под занавес встречи г-н Беленецкий в случае ненахождения компромисса анонсировал... строительство под Ряжском альтернативного переезда с гуманными условиями проезда для местных водителей. Соинвестором может выступить региональная власть. Жителям идея понравилась.
Правда, коммерческая целесообразность стройки в таком случае у «Садового кольца» будет стремиться к нулю. Реакция менеджмента компании не прозвучала.
Павел Аверин/ «КП-Рязань»
Отдел политики