Дальновидные бизнесмены успешно окучивают окрестности Рязани. Готова ли местная власть открыть все заслонки?
Коммерсанты бегут на окраины
Если бы кто-нибудь из нас мог сейчас прогуляться по мистическим образом «воскресшей» Рязани 1970-х, он наверняка удивился бы толпам людей, возникающим на центральных улицах около 17:00. А вытекали все эти людские реки из заводских проходных, про которые сегодня мы стали забывать.
Центр Рязани тогда процентов на двадцать состоял из промышленных предприятий: производство газировки на улице Горького около площади Ленина, фармацевтический цех на улице Кольцова, спиртзавод рядом с Борисоглебской церковью, «Рязсельмаш» вдоль улицы Чапаева, мебельная и швейная фабрики возле площади Свободы, еще одно швейное производство поблизости от Театральной… Все они сегодня закрыты, хотя никакой специальной программы по выносу промышленности из центра Рязани не принималось. Подействовала «невидимая рука рынка»: земля в центре стала настолько дорогой, что бизнес-выгода убедительнее мэрского или губернаторского приказа диктовала снести фабрику и выстроить на ее месте жилой дом или отель.
Думаете, процесс остановился? Нет, кирпичные и бетонные коробки цехов с трубами XX века вскоре начнут исчезать и на окраинах. На все еще расположенные там промышленные зоны тоже ведут наступление сервисные салоны и офисно-коммерческая недвижимость. Производства же начинают выезжать за город. Многие страны Европы уже прошли этот этап: поблизости от жилых кварталов остается только то, что обслуживает их обитателей и не отравляет воздух с водой: хлебопекарни, мастерские троллейбусных и автобусных парков, подразделения газовиков, электриков и водопроводчиков – проще говоря, коммунальные службы.
В Москве уже заметен вынос из города даже органов управления компаниями. Агентство «Росбизнесконсалтинг» с 2017 года регулярно публикует обзоры о перемещении офисных площадей за МКАД. А что в этом удивительного? Приезжие сотрудники все равно в основном снимают жилье в пригородах, в центр им ездить на работу неудобно. Да и директора все чаще обитают в загородных домах. В эпоху, когда интернет еще не пронизывал все общество, офис на главном проспекте или площади давал преимущество в коммуникациях. Но теперь, когда семинары все чаще заменяют вебинарами, а видеоконференции по скайпу проводят вместо отраслевых совещаний, руководство компаний спрашивает себя:
– А на что нам этот центр? Пусть здесь работают те, кто ничего больше не умеет, кроме как понтоваться.
Судьбоносная перегрузка
У Рязани, как уже неоднократно писала «Новая», имеется фактически город-спутник, судьбой предназначенный для такого «промышленно-офисного отступления». Речь идет о районном центре Рыбное, чьи ближайшие дома расположены всего в семи километрах от самых северо-западных районов – Семчино и Недостоево.
Губернатор Любимов зазывает инвесторов
Это направление развития эксперты считают самым перспективным.
Логистические склады и предприятия вокруг Рыбного уже и сегодня растут, как грибы. Ничто не мешает миграции на северо-запад гипермаркетов или офисов: рядом с федеральными транспортными магистралями (автомобильной и железнодорожной), ближе к Москве. Инфраструктура в Рыбном примерно такая же, как и в Рязани, а многие коммуникации (газопроводы, линии связи) даже надежнее, потому что проведены позже. И вот мы уже видим возле Ходынина большое новое здание крупной оптовой компании «Рельеф-Центр», переехавшей туда из Московского района Рязани.
Завод по производству крепежа под Рыбным
Вот уже из уст регионального министра промышленности и экономического развития Андрея Ворфоломеева постоянно звучит словосочетание «Рыбновский район», когда он говорит об инвестициях в новые сортировочные, фармацевтические, овощеводческо-тепличные предприятия.
Немаловажный фактор – наличие свободного места, возможность «развернуться» для любителей строить. Именно между Рязанью и Рыбным планируется развивать самый крупный из международных проектов областных властей – «Сухой порт Рязань». Его идея состоит в том, чтобы устроить в этом месте перегрузку с железной дороги на автомобильные фуры (и наоборот) товаров, следующих по транспортным коридорам из центральной России в Западную Европу, на Ближний Восток и в сторону Китая. На площади в пять квадратных километров между селами Недостоево и Ходынино должен появиться в течение полутора-двух лет целый бизнес-городок. В числе прочего предусмотрены в нем и площади для обрабатывающей и перерабатывающей промышленности.
Почувствовать себя особым
Рыбновское направление выглядит самым важным – но это не означает, что бизнес не будет распространяться вдоль других дорог, расходящихся в разные стороны от губернского города.
Гляньте: вот путь на юго-восток, в сторону Вышгорода, и где-то на середине его предприниматели уже размещают купленное оборудование, предназначенное для выпуска плит ДСП.
Вот в нескольких километрах правее пролегла трасса М5 на Кирицы и Шацк, а вдоль нее то и дело заметны повороты с указателями – здесь поднялись в последние годы то супертехнологичный асфальтобетонный завод в Турлатове, то ремонтные мастерские за Листвянкой, то рядом с Марьиным начал строиться завод по выпуску немецкой сельхозтехники.
Таким же образом по дороге на юг, в сторону Пронска или Ряжска, или на юго-запад – в Захарово и Михайлов – везде можно встретить какую-то, хотя бы небольшую, стройку на обочине. А ведь все это инвестиции, все это рабочие места, все это будущие капельки в валовой региональный продукт…
Еще одно любимое детище областных чиновников – так называемые ТОСЭР, «территории опережающего социально-экономического развития». Так придумали называть моногорода, в которых угрожают загнуться (или уже закрылись, обанкротившись) единственные градообразующие предприятия. Пока в Рязанской области успешно работает только один ТОСЭР – в поселке Лесной Шиловского района. Там объявлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности для тех, кто захочет стать местным резидентом и разрабатывать инвестиционные проекты (минимум 5 миллионов рублей вложений, из них не менее 2,5 миллиона рублей в течение первого года).
В забюрократизированной экономике почувствовать себя «особым» – для многих предпринимателей весьма важно, и поселок Лесной с 2017 года развивается интенсивнее, чем три других рязанских населенных пункта, признанных моногородами – Новомичуринск, Елатьма и Побединка.
– Вы заслоночки-то открывайте, открывайте, – сказал в уходящем году рязанским чиновникам бизнес-гость из Ростовской области на одном из мероприятий Рязанской торгово-промышленной палаты. – А предприниматели не дураки, денежки потекут туда, где выгодно… Если заслоночка открыта.
Андрей ШАМИН